Соло для влюбленного шкафа

В Ярославском музее-заповеднике открылась выставка мэтра ярославской фотографии, председателя ярославского Союза фотохудожников России Александра Иванова «Соло на объективе-2».

Александр Иванов пользуется непререкаемым авторитетом среди фотобогемы, но свою персону афишировать не любит, да и выставляется крайне редко. Впрочем, на открытии мэтра можно было вычислить довольно легко по ретронаряду: форсистая кепочка-блин а-ля 50-е, олимпийка, брюки-дудочки — ну прямо вылитый волк из «Ну, погоди!». Для завершения образа не хватало только беломорины во рту. Свой озорной, хулиганский имидж Александр объясняет просто. Ведь родился он в Тверицах — тогда этот район считался блатным и больше походил на Марьину рощу. И неизвестно, как бы сложилась его судьба, не попади он в 1986 году в киностудию «Чайка». 20 лет прошли в метаниях и поисках. Были испробованы все фотожанры: пейзаж, портрет, натюрморт, репортажная фотография. Своим кумиром и учителем Иванов называет чешского фотографа Йозефа Судека. «Меня восхищает этот таинственный отшельник, проживший век с сестрой Боженой, любитель сумеречного освещения, жасминного чая и классической музыки. Снимки старой Праги, которые Судек делал левой рукой, правую он потерял на первой мировой войне, так и остались непревзойденными», — рассказывает он. Александр Иванов причисляет себя к фотографам-пиктореалистам, стремящимся приблизить искусство фотографии к живописи. Предпочитает черно-белую фотографию — в ней свет и форма наиболее выразительны. Очень любит экспериментировать со стеклом. Правда, не всегда это встречалось с пониманием. Александр до сих пор с улыбкой вспоминает двух старушек, которые, разглядывая бутылочные композиции, шушукались: мол, художник-то пьяница.

В экспозиции 42 работы, особенно хороши ностальгические натюрморты. Александр Иванов — неисправимый романтик. В его готическом мирке тепло и уютно. Он может находить гармонию в обыденности, в случайном совпадении привычных предметов. Казалось бы, вокруг всего лишь хаос холостяцкого жилища — будильник, вазочка, мятая бумага, распечатанное письмо, яичная скорлупа, пачка сигарет. Только глаз художника может увидеть красоту в нагромождении простых вещей. Этот прекрасный беспорядок оживляется мягким светом из молчаливого окна. Все очень просто: щелкнул на удачу цветное детское белье на веревке — и получилась «Палитра», увидел шифоньер, а перед ним распустившиеся ветки — и вышел «Влюбленный шкаф». Главное — никуда не спешить, следуя римской пословице «Поспешай медленно», и не поддаваться хаосу современной жизни. И совсем не обязательно гоняться за натурой. «Можно снимать, даже не вставая c постели. Вещи — кругом, главное — найти правильный ракурс и окружить их тайной и волшебством, как в сказках Андерсена», — убежден художник.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page