Ярославцы по-прежнему предпочитают «старый город»

Завтра, 2 декабря, городскому торгово-выставочному центру «Старый город» исполняется 10 лет.

ПЕРВЫЕ ОСТАЮТСЯ ПЕРВЫМИ

Городской торгово-выставочный центр «Старый город» был открыт 2 декабря 1997 года. С датой повезло: строился, когда предпринимательство было на подъеме, а главное, был выстроен до августовского дефолта 1998 года. Идея открыть центр цивилизованной торговли взамен стихийно возникшего вещевого рынка на площади Труда, который вовсе не красил город, принадлежала мэру Ярославля Виктору Волончунасу. Реализовать ее было поручено муниципальному предприятию «Старый город», за что коллектив, возглавляемый генеральным директором Валерием Рычковым, взялся с энтузиазмом. Выбор места был удачным: квартал улиц Большой Октябрьской — Собинова (территория бывшего молокозавода) удобно расположен для жителей практически всех районов Ярославля, что сразу же сделало ГТВЦ «Старый город» едва ли не самым популярным торговым центром в Ярославле.

«Это сейчас в городе много самых разных торговых центров, а тогда он был один, и не только в Ярославле, но и в близлежащих городах, — говорит Валерий Рычков, — и изучать наш опыт приезжали со всех регионов России».

Кроме того, это был первый опыт совместного финансирования: город и муниципальное предприятие строили здание, а в торговые модули предложили вложиться предпринимателям. Тогда стоимость модуля составляла три тысячи долларов США. Кому-то казалось, что дорого, но уже через полгода на вторичном рынке цена выросла в три раза.

Сегодня на территории ГТВЦ «Старый город» 700 торговых павильонов и модулей, в которых работают более 500 предпринимателей, причем 434 предпринимателя являются собственниками торговых модулей и оборудования, а значительная часть из них выступила инвесторами строительства второй очереди ГТВЦ «Старый город», предоставив долгосрочные займы. Предприниматели рассматривают долгосрочные договоры, на 25 лет, со «Старым городом» как гарантию своей стабильной работы и благополучия, а также как поддержку со стороны органов местного самоуправления. И это особенно важно, если учитывать, что торговый бизнес чаще всего семейный бизнес.

СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА

Площади ГТВЦ «Старый город» постоянно разрастаются, и одновременно растут комфорт и качество обслуживания в предприятиях частного бизнеса. Продуман широкий спектр сопутствующих услуг: банковских, автотранспортных, телефонной связи, общественного питания, мини-ателье по ремонту и подгонке одежды, гладильные. Но более всего покупателей привлекают доступные цены на качественный товар. Так как ГТВЦ «Старый город» — предприятие муниципальное, мэрия Ярославля контролирует тарифы на предоставление мест для торговли, давая разрешение на их повышение разумно редко и только на основании обоснованных расчетов. Как правило, это происходит один раз в полтора-два года. Отсюда и доступные цены на товары. То, что модули и оборудование изначально являлись собственностью предпринимателей, также сыграло положительную роль: ни разу не возникало никаких проблем при продаже или передаче по наследству этих модулей. Впрочем, за эти 10 лет из ГТВЦ «Старый город» ушли буквально единицы предпринимателей. Зато сегодня абсолютно во всех торговых центрах Ярославля имеют свои модули и бутики выходцы из «Старого города», а многие владеют уже сетью магазинов по городу. И в этом отношении «Старый город» вполне можно назвать ярославской кузницей предпринимателей, или, как сейчас говорят, «бизнес-инкубатором». Бывшие учителя и врачи, инженеры и актеры, финансисты и художники, да и представители многих других профессий, выброшенные рыночной волной из привычной колеи и рискнувшие попробовать себя в торговом бизнесе, нашли в «Старом городе» поддержку и опору. Самое интересное, что спустя годы некоторые из предпринимателей вернулись в свою профессию, но и торговый бизнес не оставили, так как именно он дает им возможность заниматься и сейчас своим любимым делом.

КАДРЫ

РЕШИЛИ ВСЕ

Вот уже 10 лет директором ГТВЦ «Старый город» работает Александр Иощенко. Бывший профессиональный военный, он также в начале 90-х годов вынужден был осваивать новую профессию. Попробовал себя челноком. Все бы ничего, да сломал руку. А поскольку челноки всегда таскались с огромными тюками, пришлось ему пойти в наемные работники — администратором вещевого рынка на площади Труда «Старый город». Думал временно, да оказалось надолго. И сегодня в ГТВЦ «Старый город» развивают частный бизнес те, с кем он вместе и начинал челноком, так что весь коллектив воспринимает как свою большую семью. И так как жизнь предпринимателей знает не понаслышке и на собственной шкуре познал цену этого хлеба, относится к коллегам с большим уважением. Иногда даже с излишней жалостью, которая мешает, — это Александр Валентинович Иощенко сам так говорит. В целом же он считает, что самое большое достижение прожитых 10 лет — это замечательный коллектив ГТВЦ «Старый город», в котором сегодня полное взаимопонимание. Особенно это проявилось в нынешнем году, когда в силу вступил новый федеральный закон, регламентирующий деятельность рынков, в частности, предусматривающий новый порядок регистрации трудовых отношений. Если предприниматель нанял продавца и в течение суток и более не оформил на него документы, предприниматель платит штраф от 25 до 30 тысяч рублей. А если этому потворствует администрация торгового центра — с нее штраф от 250 тысяч рублей. Десять таких штрафов, и предприятие может быть обанкрочено. Одним словом, без взаимодоверия между администрацией центра и предпринимателями не обойтись.

О том, насколько сплоченным и дружным стал коллектив ГТВЦ «Старый город», говорит и тот факт, что футбольная команда предприятия, в которую входят только предприниматели, а администрация помогает материально (покупает форму и т. д.), третий год занимает призовые места в городских соревнованиях.

А еще предприниматели ГТВЦ «Старый город» активно участвуют во всех благотворительных акциях МУП «Старый город», в частности, шефствуют над двумя детскими домами Ярославля. А накануне 10-летнего юбилея приняли активное участие в благотворительной акции: для областной детской больницы (бывшая детская больница N 3) закупили медицинское оборудование и подарки для детей на сумму 60 тысяч рублей.

На вопрос, мешают ли многочисленные конкуренты, Александр Иощенко отвечает откровенно: и мешают, и помогают. Именно конкурирующие торговые центры заставляют ГТВЦ «Старый город» и придумывать новые виды услуг, и повышать уровень обслуживания, и выстраивать теплые отношения с покупателями, чтобы ярославцы, несмотря на обилие торговых центров, по-прежнему выбирали «Старый город».

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page