Мнение красного директора, заслуженного машиностроителя рф

В последние годы в нашей стране произошли серьезные экономические перемены. На переломном гребне у многих были большие сомнения, правильным ли курсом мы пошли. В этот период сформировался даже специальный термин, характеризующий вполне определенное отношение руководителя предприятия к навалившимся революционным изменениям, — красный директор.

К таковым себя тогда относил и Владимир Иванович Мамаев. Прежде чем стать директором ярославского предприятия «Красный маяк», он прошел типичный для того времени путь. Родился и вырос в рабочей семье, в маленьком костромском городке Буй. Учился в ремесленном училище, стоял у станка, опять учился в Ленинградском политехническом институте. Работал на промышленном предприятии в Куйбышеве, затем приехал в Ярославль. У нас Владимир Иванович 35 лет трудился на заводе «Красный маяк», 18 из них был директором этого предприятия. Этот завод стал для Мамаева родным. И сейчас он всем сердцем болеет за это предприятие. Как красный директор Мамаев оценивает нынешнюю ситуацию на «Красном маяке», его перспективы? Обо всем этом корреспондент «ЗК» расспросил Владимира Ивановича Мамаева.

— Владимир Иванович, в 90-е годы руководимое вами предприятие переживало трудные времена. В этот период богатая история завода помогала верить в светлое будущее?

— Во-первых, в смутные 90-е годы трудные времена были не только для нашего завода, но и для большинства предприятий области и страны. Что касается истории завода, то она действительно богата. В нашем регионе ярославский завод «Красный маяк» — одно из старейших предприятий. Свое начало он берет в 1786 году от мастерских купца Шапулина. Вначале это было кожевенное производство, затем винокуренное, а позднее, с переходом к купцу Сорокину, стало свинцово-белильным.

В 1934 году производство лакокрасочной продукции было прекращено, а завод освоил выпуск электробытовой техники: плиток, пылесосов, настольных ламп, стиральных машин, каминов.

Параллельно конструкторами завода самостоятельно разрабатывалось производство электрического инструмента. Уже в 1937 году был освоен серийный выпуск электродолбежников и безредукторных пил для деревообработки. Были разработаны, опять-таки силами конструкторов завода, для строителей первые в стране электровибраторы. Они предназначались для уплотнения бетона. Еще до Великой Отечественной войны начался их серийный выпуск.

В годы войны завод перевели на выпуск спецпродукции для нужд обороны. Тогда заслуга коллектива заключалась не только в том, что он быстро освоил производство спецпродукции, но и, главное, в том, что он один из первых в области внедрил поточный метод. Инициатива была одобрена обкомом партии и была рекомендована для внедрения на других предприятиях области.

Коллектив завода не-однократно награждался Красным знаменем Государственного комитета обороны.

После войны завод снова перешел на производство электрических вибраторов — это были годы созидания. Он стал единственным специализированным предприятием по созданию и выпуску электрических вибраторов. А в советское время более 90 процентов электровибраторов производилось на «Красном маяке». Они широко применялись и до сих пор применяются во многих отраслях промышленности, их использовали на грандиозных стройках, в частности, на гидростанциях. Весь каскад станций на Волге — Сталинградская, Куйбышевская ГЭС и многие другие — были построены с помощью наших вибраторов. Позднее они помогали уплотнять бетон на Саяно-Шушенской, Красноярской, Токтогульской ГЭС. Строительство шлюзов и каналов не могло обойтись без красномаяковских вибраторов. В общей сложности при их строительстве были уложены и уплотнены сотни миллионов кубометров бетона.

Ни одна стройка не обходится без применения электровибраторов, будь это промышленное, гражданское, жилищное строительство. И сегодня с чувством гордости бывшие и нынешние труженики завода проходят мимо построенных зданий, домов, сооружений, а также строящихся, сознавая, что доля их труда вложена в эти проекты.

— Историю делают люди.

— Безусловно. Тут нельзя им не отдать должное. Это в первую очередь работавшие ранее главные конструкторы Б. Н. Воскресенский, Гладков, руководители Д. С. Бараева, В. М. и Л. Н. Евстигнеевы, А. П. Белянкин, Ю. А. Ильин, руководители производства А. С. Шутаев, В. И. Минаев, Г. С. Каныгин и другие. К сожалению, многих из них уже нет в живых. В. Ф. Скориков проработал на заводе 44 года, в том числе 29 лет директором. Лауреат Сталинской премии, кавалер ордена Ленина и других орденов и медалей.

При его руководстве с помощью специалистов, таких как главный инженер Шишулин, а затем его последователей Г. В. Студницы, Н. К. Шатунова, руководителей подразделений завода, в 60 — 70-х годах проводились реконструкция и техническое перевооружение предприятия, что позволило иметь высокие темпы производства и обеспечить высокое качество продукции. Я учился у них.

— Как вам работалось на посту директора? Каковы были достижения и неудачи?

— Неудачи, конечно, были. В первый год моего руководства был завален план. Затем все наладилось. А работалось тяжело. Руководители предприятий отвечали не только за выполнение производственных и экономических показателей, на них возлагалась шефская помощь селу и школам. В уборочную кампанию мы выделяли до 10 процентов от числа работающих на заводе. Нашими заботами были обеспечение нуждающихся жильем, местами в детских садах, трудящихся — продуктами питания. Спрос за все это был жесткий. В годы моего руководства заводом осуществлялись реконструкция и техническое перевооружение предприятия с внедрением прогрессивного оборудования, систематически обновлялся ассортимент вибраторов с увеличением их моторесурса в 1,5 — 2 раза, с присвоением им Знака качества. Весь прирост производства получали за счет прироста производительности труда.

На территории завода был построен производственный корпус, а на загородной площадке два складских корпуса. Много внимания уделялось социальному развитию. Были построены общежитие и детский комбинат, один из лучших в городе профилакторий. Строилось жилье, очередь на него была сокращена почти в два раза, расселено и снесено все аварийное и ветхое жилье, находящееся на балансе завода. Показатель по средней зарплате был доведен до уровня передовых машиностроительных предприятий города. В соревновании среди предприятий министерства и Ленинского района Ярославля коллективу завода часто присуждались классные места. Переходящее Красное знамя Минстройдормаша было передано на вечное хранение заводу. В 1986 году за успехи в выполнении государственных заданий коллектив завода был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Это заслуга всего коллектива, и хочется отметить вклад моих заместителей В. В. Смирнова, Б. В. Березкина, В. А. Назарова, Ю. А. Платонова, а также руководителей подразделений завода Ю. П. Соикова, А. М. Сутугина, Ю. Н. Залунаева, В. М. Ермолаева, В. П. и

О. И. Тискловых, Г. В. Рогачевой, В. А. и Н. И. Вовренчук, А. А. Рябовой, секретаря парторганизации В. И. Галагаева и многих других руководителей.

— Как вы расцениваете нынешнее положение дел на «Красном маяке»? Говорят, на многие нововведения вы смотрели негативно и не скрывали своего мнения. Например, вы осуждали перенос завода на новую производственную площадку?

— Перенос производства на новую площадку за Волгу я считал нереальным делом, как и многие специалисты завода. Практически на деле надо было в кратчайший срок спроектировать новый завод с вытекающим отсюда множеством проблем. Ведь на новой площадке, кроме голых стен, не было никакого технического обеспечения: отопления, канализации, ограниченное энергоснабжение и т. д. Сегодня я одобряю такой перенос. Почему? Жизнь показала правильность принятого руководством решения.

Во-первых, перебазировка производства из центра города, с берега Волги, явилась хорошим подарком жителям города к его 1000-летию.

На старой площадке были экологически вредные виды производства: цех цветного литья, гальваника. Много нареканий было от жителей соседних домов по поводу шума и вибраций, не были эстетически привлекательны производственные корпуса завода.

Во-вторых, перевод производства за Волгу экономически выгоден, и затраты окупаются. К примеру, литейное производство алюминиевых деталей довольно энергоемкое. Постоянное повышение цен на потребляемую электроэнергию стоило больших денег.

Сегодня на заводе нет литейного производства, литье получают от специализированных предприятий. Это экономически более выгодно, чем производить самим.

— Почему же в вашу бытность производили его?

— Тогда иначе было невозможно. Мы жили фактически в натуральном хозяйстве. Сам о себе не позаботишься — и ничего у тебя не получится. С энергозатратами, прочими расходами тогда не очень-то считались. Сейчас наступило другое время. Все изменилось. Необходимо экономить каждую копеечку, иначе не получишь прибыли. В наше время выгоднее то же литье заказать специализирующемуся на этом предприятию, чем самим, как говорится, огород городить.

— На «Красном маяке» сейчас забыли его славное прошлое и пишут историю с чистого листа?

— В том-то и дело, что это не так. Мне приятно, что нынешнее руководство завода не только сохраняет его традиции, но и развивает их, а именно: курс на освоение новой качественной продукции, техническое перевооружение, повышение культуры производства, уважительное отношение к ветеранам завода.

Я в курсе, что в последние годы значительно увеличен ассортимент вибротехники. Приобретается и внедряется в производство прогрессивно-высокопроизводительное оборудование, что говорит о стремлении к повышению и улучшению забытых в какое-то время показателей, таких как рост производительности труда и снижение себестоимости, что значительно влияет на цену продукции, делая ее конкурентоспособной по соотношению цена — качество.

— Раньше говорили: молодым у нас дорога, а ветеранам — почет. А сейчас на всех предприятиях страны без пожилых специалистов не могут обойтись.

— Честь и хвала руководству нашего предприятия, которое в условиях финансовых трудностей все-таки нашло средства на установку памятника погибшим на войне заводчанам. Он установлен в зеленой зоне, напротив здания предприятия, у Пятницкого спуска. Кто не видел его, советую посмотреть. Это наглядно показывает отношение нынешнего руководства к своим ветеранам.

Сегодня на предприятии трудится достаточно много ветеранов, с которыми мне пришлось в свое время работать.

При встрече с ними я слышу положительные оценки современных дел на заводе и его руководителя. Средняя зарплата не меньше, чем на других машиностроительных предприятиях. Условия труда нормальные. Бытовые помещения благоустроены.

На заводе продолжают работать ветераны. Юрий Иванович Козловский, инженер-технолог, заслуженный рационализатор РСФСР, на заводе трудится 66 лет! А. М. Сутугин, директор по производству,

В. А. Рытиков, Ю. Н. Залунаев, Е. Е. Соколов, И. Г. Кокомов, Т. М. Сутугина,

В. Г. Золина, Т. А. Шатунова, А. М. Рябкова, Н. А. Трухин, А. Н. Знаменский, Н. Н. Филиппова, А. К. Носова, А. Е. Юсова и многие другие. Вся их трудовая биография связана с заводом. Работает много молодых специалистов.

Сплав ветеранов и молодых специалистов идет на пользу заводу. На мой взгляд, это правильная кадровая политика.

Отвечая на поставленный вопрос, нынешнее состояние дел на заводе я оцениваю положительно. У коллектива завода есть основания рассчитывать на хорошее будущее.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям