Купи себе парочку фазанов

Могут ли сочетаться лютая среднерусская зима с африканскими страусами? Оказывается, могут. Страусы — обитатели жарких стран — на ферме Аветиса Аветисяна под Рыбинском появились всего несколько лет назад: пару птиц купил в Ярославле.

А недавно произошло чудо — эти птицы снесли яйца! Первые три — прошлой осенью и еще шесть — в нынешнем октябре. Сейчас фермер в ожидании еще одного удивительного события — одно яйцо находится в инкубаторе.

Поскольку у Аветиса не было времени на разговор — надо заканчивать ремонт клетки на ферме, об обитателях птичьего царства рассказал его сын Александр.

Привезли страусов в нашу северную глубинку семи- и восьмимесячными. Тогда они весили примерно 30 — 40 килограммов, сегодня вес каждого около восьмидесяти килограммов.

Страус считается одной из самых крупных птиц на Земле. Его высота может достигать 2,44 метра, а вес до 136 килограммов. Летом они гуляют в загоне, на свежем воздухе. Сейчас, с наступлением холодов, живут в специальном домике с отоплением. Плотно закрывая за собой дверь, Александр продолжал рассказывать про этих удивительных птиц:

— Первый год очень переживали, как страусы перенесут зиму. Ничего, перезимовали. Осенью, когда выпал снег, вывели их из сарая. Они бегали, резвились. Каждый вечер подогреваем помещение, температура поднимается даже выше 20 градусов.

Длинные шеи, мощные клювы, сильные ноги. Страусы — самые сильные и опасные птицы в мире. Чтобы войти к ним в вольер, обязательно нужно надевать одну и ту же одежду. Спиной к ним поворачиваться нельзя — могут напасть. Если клюнут — проломят человеку череп.

Вроде бы эти гиганты должны внушать страх. Но из-за ограждения они смотрятся величественно. И незнакомого человека восприняли довольно спокойно.

Больше всего страусы любят морковку, не равнодушны к вареной рыбе без костей и мясному вареному фаршу. Не откажутся от овса, ячменных зернышек. Не побрезгуют комбикормом.

После приобретения страусов все на ферме, конечно, ждали, когда произойдет чудо. Первые яйца самка отложила в прошлом году. По сравнению с куриным страусиное яйцо выглядит внушительно. Взвесили — потянуло на кило двести, измерили толщину скорлупки — 5 миллиметров! Тогда выращивать птенцов не стали, решили, что нужно набраться опыта в этом деле. Из всех трех яиц сделали сувениры, расписал их знакомый художник. Кстати, одно из них преподнесли архиепископу Ярославскому и Ростовскому Кириллу во время его визита в Рыбинск осенью прошлого года.

Но страусы, оказывается, не единственная страсть Аветиса Аветисяна. Если пройтись по его ферме, можно увидеть таких редких птиц!

Сегодня на его подворье более пятисот голов птиц нескольких десятков видов. Разведением птицы и скотины Аветис занимается уже пятнадцать лет.

После службы в армии Аветис подался на заработки в Центральную Россию. Приехал в Рыбинск. Первое время работал на заводе «Рембытмашприбор», крутил на станке сетку-рабицу. Назначили бригадиром, потом стал руководителем. Но все время его не оставляла мысль о создании своего хозяйства. Начал откладывать деньги. Пятнадцать лет назад выкупил полуразвалившуюся ферму под Рыбинском. Отстраивать ее пришлось заново, так как приобретенная для содержания скотины оказалась непригодна.

Интересуюсь: почему душа лежала не к работе на станке, а к содержанию личного подворья? Аветис только пожимает плечами, а в разговор вступает жена Татьяна:

— Он вырос в деревне, с детства был приучен к сельскому труду.

— Да, — подтверждает мой собеседник, — в детстве я разводил голубей, уток, дома была даже утка-мандаринка. В Рыбинске после обустройства фермы начал с разведения свиней. Через несколько лет поехал в Москву, на птичий рынок, привез оттуда представителей разных пород куриц, индюков, уток. Купил и парочку фазанов. Первые птенцы фазанов на ферме появились на свет два года назад. В этом году приобрел королевского фазана с необычной раскраской перьев, чем-то напоминающей леопардовую.

Там же, на московском птичьем рынке, увидел павлинов, был ими очарован. Стоили они по тем временам больших денег. Да и сегодня эта птица на рынке одна из самых дорогих — в Москве цена доходит до одной тысячи долларов за голову. Аветису понадобилось еще пять лет напряженной работы на ферме, чтобы привезти из столицы эту экзотическую птицу с красивым оперением хвоста, но крайне звонким и неприятным голосом. Александр рассказал, что их крик напоминает кошачий, только в несколько раз сильнее.

Потом решили построить придорожное кафе. Вначале это была просто беседка, где усталые путники могли перекусить. Сегодня это настоящее кафе с первыми, вторыми и третьими блюдами, где можно отведать шашлыка из свинины со своей фермы.

А мы с Александром путешествуем по ферме дальше. Как только вошли в клетку с индюками, птицы сильно забеспокоились, закричали. Индюки очень боятся сквозняков. Особенно от них могут страдать маленькие индюшата. Если вылупилось 30 птенцов, еще не факт, что все выживут.

Пестрые фазаны обязательно должны сидеть в огороженном вольере, иначе улетят.

— Один любитель экзотических птиц купил фазанов, — продолжает Александр, — а рабочий не закрыл клетку. Птицы улетели, сначала жили в лесу, потом их видели в деревне — перебрались поближе к людям.

Интересны курицы-голошейки: все их тело покрыто перьями, только на голове нет ни одного перышка. Особенность этой породы в том, что больше появляется на свет петушков, чем курочек.

Важно вышагивают по опилкам курицы кохинхинки с лапами, сплошь покрытыми перьями. Смотрятся они в таких «сапожках» весьма оригинально. У китайских шелковых куриц вместо перьев настоящий пух, а кожа и мясо синего оттенка.

Самые неприхотливые птицы — утки. Каждый год их зарубают в большом количестве, делают тушенку и консервы.

Большая проблема — лисы, которые зачастую подбираются к ферме. Минувшим летом рыжие разбойницы утащили одного фазана, не побрезговали утками.

На ферме сегодня живут несколько кошек. Без них, как и без сторожевых собак, никуда. Когда ферма только создавалась, около каждой кормушки было по 50 и более крыс. Теперь этих грызунов здесь редко увидишь.

Большой прибыли птицы не приносят. Они больше для души.

— За ними наблюдать интересно, даже в песке ковыряются по-разному, — замечает Татьяна.

Корма для них нужно немало.

— Посчитайте сами, — подходит к нам Аветис. — С лета комбикорма подорожали в два раза, с нового года поднимут цены на электроэнергию. Если бы не свиньи и овцы, были б сплошные убытки.

Ухаживают за скотиной и птицей на ферме всего несколько человек — это сам Аветис, его сын Александр. Берут рабочих, но их трудовая деятельность заканчивается, как правило, через два дня — уходят в запой. А работы много: всем положить нужное количество корма, налить воды, вычистить загоны от навоза. Я попала в тот момент, когда ферму готовили к приходу сильных холодов — утепляли окна пленкой. Мои собеседники говорят, что самое главное в этом деле — любить животных, без любви к ним ничего не получится. Александр, когда берет один выходной, скучает без своих питомцев.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям