Автоколонна N3 МУП «Спецавтохозяйство по уборке города Ярославля» выполняет большой объем работ, она отвечает за содержание в чистоте тротуаров, местных проездов, остановочных площадок городского общественного транспорта, мостов, путепроводов, обочин дорог.
Это подразделение САХа послужило базой для слияния сразу нескольких муниципальных предприятий, каждое из которых имело свои особенности и традиции. В 2004 году к колонне было присоединено Городское дорожноэксплуатационное управление, а затем Дзержинский и Заволжский эксплуатационные участки. Руководит автоколонной N 3, трудовой коллектив которой насчитывает около 80 человек (50 из них это дорожные рабочие, а остальные водители и механизаторы), Алексей Владимирович Коточигов. Работать приходится под открытым небом, невзирая на погодные капризы: и в дождь, и в снег, и в жару, и в ветер. Город должен быть чистым и ухоженным в любое время года.
Самая большая нагрузка на работников, конечно, ложится зимой. Бывают, правда, авральные дни и в теп
лый сезон. Наверное, большинство ярославцев хорошо представляют, сколь
ко мусора остается в центральной части Ярославля после празднования Дня города! Чтобы вовремя очистить центр Ярославля, Волжскую набережную, стадион «Спартаковец» излюбленные места отдыха горожан, автоколонне N 3 необходимо потрудиться ударными темпами. «На следующее утро после Дня города выходим на работу в пять утра, рассказывает Алексей Владимирович Коточигов. До восьми часов уже нужно все убрать. Мусор вывозим самосвалами». Зато, когда жители Ярославля еще только просыпаются, Волжская набережная и ее окрестности, как говорят, вычищены до блеска. Тем не менее летний период и по погодным условиям, и по нагрузке более спокойное время года. А вот зимой работникам колонны расслабляться некогда.
В состав автоколонны N 3 входят два участка: один отвечает за Фрунзенский и Красноперекопский районы, второй наводит чистоту в Заволжском, Ленинском и Кировском районах. Уборка объектов ведется согласно титульным спискам, составленным департаментом городского хозяйства Ярославля. Автопарк спецтехники очень солидный и разнообразный: 14 самосвалов, 4 грейдера, 3 плужнощеточные машины, 7 тракторов и 9 погрузчиков. Ведь объектов, закрепленных за этим подразделением «Спецавтохозяйства», очень много. Некоторые из них относятся к разряду особо важных. Например, мосты, путепроводы от снежных заносов необходимо расчистить в течение четырех часов, так же, как и дороги первой категории, по которым ездит общественный транспорт. Поэтому, чтобы справиться с большим снегом, собственной техники не хватает, приходится арендовать дополнительно.
По ГОСТу, сразу после снегопада необходимо почистить пешеходные переходы, остановки, посыпать эти участки песчаносоляной смесью. Большой объем работы уборка прибордюрной территории. Автоколонна N 2 разметает проезжую часть, а задача автоколонны N 3 сформировать из наметенной толщи снега валы, а затем погрузить их в самосвалы и вывезти на свалку.
В состав уборочного звена в зимнее время входят 2 3 человека, автогрейдер, погрузчик. В среднем 8 10 мощных самосвалов, чья вместимость от 8 до 15 тонн, обслуживают роторный погрузчик. Столько снега приходится вывозить за город. Летом нагрузка поменьше: в звене работают 4 человека и 2 3 самосвала.
Но одной техники, даже самой мощной и современной, недостаточно. Немалую часть работ, если нельзя применить специализированные машины, дорожным рабочим приходится выполнять вручную: очистка урн, уборка случайного мусора, поддержание чистоты и порядка на остановочных площадках и павильонах. Особое внимание от дорожников требуется во время вывоза снега на оживленных участках улиц. На расчистку требуется большое количество специализированной техники, но сработать нужно так умело и оперативно, чтобы не создать на дороге пробку или затор. Машины мощные, поэтому один человек всегда должен контролировать процесс и регулировать работу автотрассы. А значит, самое эффективное время уборки снега это ночь. Немногие способны выдержать такие физические нагрузки и непростые условия труда.
Дорожный рабочий Николай Васильевич Кулачков один из тех, кто является достойным примером для молодых. Почти три десятка лет он работает в «Спецавтохозяйстве», на совесть чистит улицы и переулки Ярославля, убирает снег и приводит в порядок остановки. Стаж в МУП «САХ» механизатора Михаила Максимовича Горохова более 15 лет. Он работает грейдеристом, и его всегда отличают трудолюбие и ответственное к отношение к своим обязанностям.
Начальник участка N 2 Людмила Юрьевна Маховикова носит звание «Заслуженный работник коммунального хозяйства». Специалист опытный, четверть века назад она пришла в городское ДЭУ диспетчером. Почти 20 лет Людмила Юрьевна работает на заволжском участке, работу свою знает как никто другой, заслуженно пользуется авторитетом в коллективе. Профессиональность, компетентность и требовательность эти качества отличают мастеров районных участков автоколонны N 3 Маргариту Ивановну Грудцину, Алексея Анатольевича Рамзаева, которые работают в «Спецавтохозяйстве» более десяти лет. Мастер кировского участка Вера Владимировна Екимова эту должность занимает свыше 13 лет. Она хозяйка центрального района, который можно назвать лицом города. Поэтому и претензии к уборке и содержанию Кировского района всегда особые. Но Вера Владимировна и коллектив ее участка со всеми заданиями стараются справляться успешно, как бы ни высоки были предъявляемые к их работе требования.