Николины притчи

В Мышкине даже в советские времена о Николае Чудотворце жители узнавали в раннем детстве. Помню, как изумил меня рассказ об этом святом, как он в деревне Тетерюхино, что неподалеку от города, наказал одну строптивую девушку.

Она, оказавшись на гулянке без кавалера, взяла с полки икону святого Николая и сказала: «Тогда пусть он будет моим кавалером!» И тотчас же застыла на полу так, что ее сдвинуть с места не могли.

ЭТО, скорее всего, отзвук известного в те годы чудесного события, «Зоиного стояния» в Куйбышеве, о котором в новейшие времена была сделана документальная передача по телевидению. Но в Мышкине есть и свои, местные памятки о святом. Никольская гора, ручей тоже Никольский и целая Никольская улица. Есть и собор Никольский, где в последние пять лет обретены свои реликвии, связанные с именем самого популярного на Руси святого.

19 декабря здесь отмечают свой престольный праздник, и многие жители, носящие имя Николая, спешат заглянуть на праздничную службу, поставить свечку своему небесному покровителю.

В прошлом веке каждый из коренных мышкинцев знал мест-ное предание о так называемой пастушковой церкви и о судьбе этого пастушка Александра Петровича Березина, разбогатевшего и ставшего богатым купцом и петербургским городским головой. Родом он из села Еремейцева. В детстве, а было это еще в первой половине восемнадцатого столетия, он пас скотину на берегу Волги. Отцу Александра для того, чтобы отправиться в отхожий промысел, нужны были деньги. А взять их было негде. И тогда отец решился на отчаянный поступок: отдал в заклад в мышкинский трактир образ Николая Чудотворца. Эту икону в их роду передавали из поколения в поколение. Такие иконы в крестьянских семьях раньше особенно берегли.

Получив деньги, отец отправился на заработки в столицу, откуда уже не вернулся. Пропал, и никто не знает, что с ним там приключилось. Прошло тридцать лет, прежде чем его сыну Александру удалось выкупить семейную реликвию. Причем все эти десятилетия икона находилась на одном месте, все в том же трактире, ее никто не перекупил, что тоже удивительно. Святыня, несмотря на разные препятствия и выпавшие беды, была не забыта, что, как считал Александр, тоже помогло ему на пути к предсказанному богатству. Однажды, когда еще мальчишкой пас скотину, он стал очевидцем чудесного явления и услышал голос, явственно сказавший ему: «Господь тебя на труды поставил, молись и будешь богат».

В память об этом он начал строить в Мышкине храм в честь святого Николая, покровителя рода Березиных. Если подробно познакомишься с историей этого собора, то нетрудно подметить, как уже в минувшем веке и в наше время в нем со святыми иконами произошло немало удивительных происшествий, которые трудно объяснить обычными совпадениями.

Например, пять лет назад православные в городе заговорили о том, что одна из икон Николая Чудотворца таинственно обновилась. Мне эту историю рассказывал сам мышкинский благочинный отец Александр.

Умершая уже просвирня Елизавета Васильевна принесла в церковь икону святого Николая. Она говорила, что образ этот из Никольского собора, он хранился у ее родственников. Те, умирая, наказывали возвратить его в собор, когда тот снова откроется для верующих.

Правда, изображение на доске сильно потемнело от времени. И вдруг в последние два года оно начало очищаться. Лик стал четче и ярче. Причем впервые заметили это не местные прихожане, а реставраторы из Москвы, уже сталкивавшиеся с такими явлениями.

Сначала этот образ находился в Успенском соборе, а потом был перенесен на свое место в зимний — Никольский. Его все желающие могут увидеть. Он действительно сияет каким-то особенным светом. Что же касается потемнения святых икон, то, как свидетельствуют церковные предания, такое нередко случалось во времена гонений. Например, некоторые верующие подмечали, как в двадцатых-тридцатых годах прошлого века лики святых в красных углах их жилищ темнели прямо на глазах, словно печалясь вместе с людьми.

В 1934 году с Никольского собора сняли колокола, закрыли и начали переделывать под клуб. Торопились, чтобы отпраздновать октябрьские праздники. До 2004 года здесь танцевали и показывали кино, а после того как вокруг собора был совершен крестный ход и в нем возобновили богослужение, мышкинцев ожидало не одно открытие. Например, была обнаружена под полом каменная плита с частицами святых мощей и с надписью об основании храма. Потом под клубной обивкой нашли остатки иконостаса и одну уцелевшую икону Христа Спасителя в терновом венце. Все эти годы лик его точно взирал невидимо на происходящее в соборе.

Зимой в этом храме, стоящем на Никольской горе, особенно как-то по-домашнему уютно. Ведь зима — это время святого Николая, когда он помогает в пути сбившимся и замерзающим путникам. Во многих старых домах Мышкина бытуют семейные предания о его иконах, о чудесных снах, в которых на вразумление заблудшего является сам святой угодник. А в подвалах собора настоятель отец Александр устроил музей, названный «Тайны XVIII века». Сойдешь туда — и словно попадаешь в ту Русь, где когда-то был поставлен Господом на свои труды деревенский пастушок Саня Березин. Да и сейчас еще то время Николиных притч может аукнуться хоть в случайной встрече или в слове каком.

Так, зафиксировал я в блокноте, как за год до открытия Никольского собора, тоже зимой, на мышкинском автовокзале старик в валенках и с кудреватой бородкой стал просить у стоявших в очереди два рубля — на полбуханки хлеба. Одна из женщин что-то резко ответила ему, старик отошел в сторону и обиженно замолчал. Рядом стояла моя знакомая. Как она потом мне рассказывала — опустила руку в карман шубы, а там как раз два рубля: «На, возьми, дедушка!» «Спасибо, красавица. Бог даст тебе здоровья», — и тронулся к выходу, а у дверей вдруг обернулся и прибавил: «Я ведь знаешь кто? Я — Николай Угодник!»

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page