Анатолий сергеев: в ярославле все мне дорого

Комиссия муниципалитета по экономике, муниципальной собственности и развитию города — одна из самых больших, и не столько по численности ее членов, сколько по значимости. Именно в компетенции этой комиссии находятся нити управления экономикой Ярославля, разработка стратегии ее развития, формирование правового поля экономической жизни областного центра.

Сегодня наш собеседник — председатель комиссии, кандидат экономических наук, доцент Московского института нефти и газа, известный хозяйственник и весьма уважаемый в городе человек Анатолий СЕРГЕЕВ, к которому мы обратились с единственным вопросом: что же сделано в Ярославле за так называемый отчетный период, какую лепту внесли городские законотворцы четвертого созыва в динамику развития областной столицы в преддверии ее 1000-летия, какой облик примет наш город немногим более чем через два года?

1000-летие города — своеобразный, говоря высоким слогом, эпохальный этап в развитии Ярославля. И это совсем не случайно: напомним, что именно Ярославль в определенный период истории стал собирателем земель русских, начиная от времен князя киевского Ярослава Мудрого и великого всенародного похода под предводительством князя Пожарского и гражданина Минина против иноземных захватчиков. Не углубляясь в историческое прошлое, далекое и более близкое — а Ярославль в судьбе Отечества всегда занимал не последнее место, скажем одно: мы все хотим, чтобы честь и слава Ярославля поднялись еще выше.

— Город наш, — сказал Анатолий Федорович, — большой и сложный механизм, который требует целенаправленного управления. Тем более что за последнее время в Ярославль пришли крупные вертикально интегрированные компании со своей политикой, своим подходом к тому, что традиционно сложилось в городе. Хорошо это или плохо — нам еще предстоит оценить. Но, например, перестройка на выпуск новых систем дизельных двигателей на моторном заводе — это прежде всего огромное техническое перевооружение, выпуск новой продукции на Ново-Ярославском нефтеперерабатывающем заводе, частью которого является компания «Славнефть», и процессы интеграции, которые происходят в Тюменской нефтяной компании, в отделении ее «Газпромнефть», обнадеживают.

Конечно, нельзя сбрасывать со счетов то, что ярославская экономика за известные годы потеряла большое количество промышленных предприятий, которые являлись гордостью отечественной промышленности, таких, как первый в мире завод синтетического каучука, завод холодильных машин. В трудный период 90-х годов прошлого века практически перестала существовать часть судостроительного завода, был на грани выживания Ярославский радиозавод. К счастью, период безвременья уходит, оба предприятия начали возрождаться, получив большое количество заказов. Анатолий Сергеев, как председатель комиссии муниципалитета по экономике, муниципальной собственности и развитию города, при активной помощи уже нынешнего депутата Государственной думы России Андрея Кокошина принимает огромное участие в процессе загрузки предприятий, в том числе и в вопросах, связанных с выполнением государственного заказа. А это гарантия не только возрождения, но и дальнейшего подъема. В 2007 году объем инвестиций в экономику города по средним и крупным предприятиям ориентировочно оценивается в более чем 17,7 миллиарда рублей, а по прогнозам, в 2009 — 2010 годах объемы инвестиций в основной капиал могут вырасти в среднем на 4 — 7 процентов в год.

Экономика города имеет достаточно устойчивую тенденцию поступательного развития. Так, ожидаемый в нынешнем году объем отгруженных товаров в обрабатывающей промышленности составит 71,7 миллиарда рублей, а это на 11,9 процента выше, чем в прошлом году. По прогнозу на 2008-й, объем отгрузки увеличится до 79,3 миллиарда рублей и составит 10,6 процента прироста.

Естественно, что город требует планового развития. По словам Анатолия Сергеева, в нынешнем созыве депутатам удалось принять целый ряд решений, которые ставят это на нормальную основу. Стержнем генерального плана развития города явилась транспортная магистраль через Волгу. В дополнение к генеральному плану депутаты приняли целый пакет решений по вопросам социального обустройства города, его инфраструктуры. Была разработана большая инвестиционная программа нового строительства не только за счет бюджета, но и за счет застройщика в микрорайонах Сокол, Северный жилой район, Красноборский и других. Темпы строительства постоянно наращиваются. За девять месяцев текущего года введено 163,7 тысячи квадратных метров жилья — в два раза больше, чем за этот же период 2006-го, а в 2008 году планируется ввести 300 тысяч квадратных метров.

В целях социальной поддержки жителей города, обеспечения их доступным жильем разработан и реализуется с 2006 года механизм предоставления бюджетных субсидий на приобретение (строительство) жилья, развивается ипотечное кредитование, внедряются государственные и муниципальные программы поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Традиционно сложились в Ярославле два района — Заволжский и Фрунзенский — с большим количеством частной малоэтажной застройки. По этим районам принята специальная программа развития, в частности, по вопросам газификации, водоснабжения, канализования. Требуются большие затраты, но тем не менее это стоит того.

Одной из важных для города задач является снос и расселение ветхого, аварийного жилья. К решению ее депутаты муниципалитета ищут и находят нетрадиционные подходы. Это не только бюджеторасселение, но и проведение полной инвентаризации ветхого и аварийного жилья. Принято решение целый ряд домов, которые находятся в нормальных жилых массивах, восстановить, реконструировать так, чтобы они стали вновь пригодными для жилья. Было бы проще снести их, как это делалось в недавние советские времена, восстановить их гораздо сложнее, но важно, чтобы город не утратил присущий ему колорит, сохранив свою самобытность.

Муниципалитетом разработан и утвержден план подготовки 1000-летнего юбилея Ярославля по объектам нового строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства города на 2008 — 2010 годы. В соответствии с планом за три года предполагается освоить 91,5 миллиарда рублей — это затраты на новое строительство, в том числе расселение ветхого и аварийного жилья, строительство сферы услуг и торговли, строительство и ремонты объектов социальной сферы, благоустройство города.

Нынешний состав муниципалитета рассмотрел крайне важные вопросы, связанные с другими инфраструктурными преобразованиями города, такими, как изменение организационноправовой формы такой организации, как «Водоканал» превращение его в ближайшее время из муниципального унитарного предприятия в акционерное общество со 100процентным капиталом города.

Вслед за этим невозможно представить город без его культурного развития. В перечне новых объектов строительство в пойме реки Которосли культурного центра, где будут размещены оперная и театральные площадки, залы для культурного досуга. Вместе с этим строительством будет полностью реконструирована нижняя пойменная часть набережной Которосли до самой Волги, где предполагается возведение памятника 1000летию Ярославля с фонтанной группой, проекты которого в настоящее время отданы на суд конкурсной комиссии.

Крайне важная проблема, решающаяся сейчас депутатами муниципалитета, транспортная. Строительство новой автотранспортной магистрали через Волгу решило лишь часть проблем, связанных с трассой Северо­Запад, Северо­Восток Центр России. Она прежде всего открыла перспективы более динамичного развития левобережной части Волги, а именно в районах Лесной Поляны и проспекта Машиностроителей, а вместе с тем и комплексного развития всего города.

В этом году депутаты муниципалитета приняли особое решение, связанное с льготным обеспечением в отдаленных районах ставки арендной платы для предприятий малого и среднего бизнеса. Бизнес, транспортные схемы, вопросы, связанные с обеспечением продуктами питания, должны быть в районах так называемой шаговой доступности.

Характерная черта работы муниципалитета четвертого созыва это прежде всего внимательное прикладное отношение к различным аспектам жизни города, начиная от проблем электротранспорта, благоустройства жилых массивов и зон отдыха до водоснабжения и вывоза мусора. Эти вопросы рассматриваются достаточно предметно и конкретно.

Мы не политический орган, говорит Анатолий Федорович, мы орган, который прежде всего определяет жизнь города. И муниципалитет, я считаю, таким и должен быть, он должен рассматривать вопросы, определять глобальные направления и четко контролировать действия исполнительной власти по выполнению принятых решений. Считаю, что в Ярославле в отличие от других городов сложилась достаточно плодотворная, нормальная связь между органами законодательной и исполнительной власти. У нас работа происходит таким образом: когда мы говорим о содержании в каждом микрорайоне дома, подъезда, то денежные средства, выделяемые на каждый микрорайон, внимательно рассматриваются не только старостами домов, но и каждым депутатом. Денежные средства распределяются равномерно по округам, и без подписи депутата, который вместе с помощниками определяет, что нужно сделать в первую очередь, во вторую, ничего не делается. Это та прикладная работа, которая и должна составлять поле деятельности депутатаодномандатника. Считаю, что большое благо для Ярославля, что депутаты избираются не по партийным спискам. Мы избираемся теми людьми, которые видят нас, знают, с нами работают. Это и упрощает деятельность депутата, но это и сложно не спрячешься за какимито решениями, перед своими избирателями ты отчитываешься о своей работе, которая вся на виду.

А за последние годы действительно много сделано. Каждый год муниципалитет выделяет более 100 миллионов рублей на асфальтирование прилегающих к домам территорий. Построено более 60 детских городков в жилых микрорайонах, и эта программа отныне будет расширяться. Следующее на очереди ремонт подъездов, уборка этих же подъездов по особой технологии с помощью специализированных фирм… Самое главное, к 1000летию муниципалитет ставит задачу организовать работу так, чтобы каждый житель города чувствовал себя ответственным за то место, где он живет. К большому сожалению, что отремонтированное, благоустроенное часто превращается в прежние руины. Здесь большое поле для воспитательной работы, прежде всего с молодым поколением ярославцев.

Проблемы молодежи также поставлены муниципалитетом во главу угла. Принята программа развития физической культуры и спорта, которая достаточно интенсивно выполняется. За последнее время построены два крытых катка с искусственным льдом и четыре физкультурнооздоровительных комплекса, шесть минифутбольных полей общеобразовательных школ. До конца года планируется сдать в эксплуатацию легкоатлетический манеж, физкультурнооздоровительный комплекс в Дзержинском районе, ФОК на улице Бахвалова, ФОК у школы N 32. Ведется реконструкция и будет завершена в 1м полугодии 2008 года реконструкция ледового дворца спорта «Автодизель». На базе Рабочего сада будет построено футбольное поле с искусственным покрытием и подогревом. Это программа, которая позволяет создать практически в каждом районе ледовые поля, ледовые корты, куда придет большое количество молодежи. Уже сегодня за период действия новых спортивных сооружений количество жителей, приобщенных к спорту, составило почти 60 тысяч человек. Превратить Ярославль в один из самых спортивных городов России такая задача стоит перед городскими властями.

Целый ряд программ принят по борьбе с наркоманией, по профилактике правонарушений, особенно среди несовершеннолетних, на которые ярославским муниципалитетом выделяются дополнительные средства.

Огромное внимание уделяет муниципалитет и вопросам здравоохранения. Принят целый ряд комплексных программ по вопросам сахарного диабета, онкологии, ревматологической и кардиологической помощи.

Крайне важными, по мнению Анатолия Сергеева, являются вопросы занятости населения. Несмотря на то что в Ярославле уровень безработицы один из самых низких среди городов Центрального федерального округа численность безработных составляет 2,3 тысячи человек, целый ряд промышленных предприятий испытывает острый дефицит рабочей силы. Это и понятно: малый бизнес, сфера обслуживания, торговля отвлекли на себя молодые кадры. Не хватает квалифицированных станочников, профессиональных кадров инженеров, из трудовой сферы выпало большое количество людей, достигших пенсионного возраста. Немаловажный фактор в сложившейся ситуации большой информационный скачок: люди отстали в образовательном уровне, овладении современными технологиями. Важная задача дать возможность им получить соответствующее образование и продолжить активный образ жизни.

Образование это еще одна из сфер жизнедеятельности города, находящаяся под пристальным вниманием муниципалитета. Анатолий Федорович Сергеев, как человек мыслящий, являясь сам представителем высшей школы, не может не говорить и не подталкивать своих коллег к кардинальному решению вопросов образования, об инновационных технологиях в этой важной сфере. И подругому, считает, быть не может. Какое направление в работе ни возьми, ему достаточно близки все сферы жизни ярославцев. Это вполне понятно: он жил в Северном жилом районе, среди своих избирателей, принимал активное участие в его строительстве, являясь первым секретарем районного комитета комсомола.

Все, что делается там, это мне по большому счету дорого, говорит Анатолий Федорович. Для меня эти люди, с которыми я рос, эти дома, в которые мы вместе заезжали, малая родина, место, где мы стали взрослыми, частица души.

Анатолий Сергеев не оставил невыполненными ни одного обещания, которые давал во время предвыборной кампании. Ежемесячно люди активно приходят к нему на приемы и получают от него квалифицированную помощь не просто советы, а действенную помощь, в том числе и материальную, а иногда и житейскую. Это важно для него, как человека, родившегося и выросшего в нашем городе. Если покидал его на время, все равно оставался ярославцем, причастным к его делам не номинально, а фактически, продолжая работать на него.

Будучи президентом нефтегазовой компании, он одновременно являлся генеральным директором компании «СлавнефтьЯрославнефтепродукт», а это четыре области Ярославская, Ивановская, Костромская, Владимирская, которые находились в поле его постоянного внимания, особенно нужды людей, проживающих на этой территории, и не только в крупных городах, но и в малых поселениях. Со свойственным ему упорством, упрямством, желанием достичь поставленной цели под его руководством предприятие провело целенаправленное техническое перевооружение всего нефтебазового хозяйства. На основе контрактов с зарубежными фирмами были реконструированы Ярославская, Рыбинская, Кинешемская, Костромская нефтебазы, построено огромное количество современных АЗС, решен большой пласт проблем по строительству жилья, социальной инфраструктуры. Построены пункты технического обслуживания, где идет ремонт автомобилей, внедрены пластиковые карты, которые дали большой экономический эффект. При его активном участии был построен первый в Цент­ральном регионе завод по производству тротуарной плитки, разработаны проекты применения этой плитки в пешеходных зонах от Знаменской башни и до улицы Кирова. Это были первые проекты, а ныне ни один объект не сдается без применения этого материала.

Естественно, проходя по улицам города, улыбается Анатолий Сергеев, я испытываю чувство удовлетворения делом рук своих.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page