Это какие-то уголовные дети

Гастроли в Ярославле, очевидно, надолго запомнятся актеру и чтецу, ведущему программы «Путешествия натуралиста» Павлу Любимцеву. Его детский литературный концерт в филармонии с треском провалился.

Павел Евгеньевич читал первоклашкам «Конька­Горбунка» Ершова. Но те, увы, не оценили его стараний и таланта. Цветы жизни расшалились так, что Любимцев вынужден был делать большие паузы во время выступления и проводить воспитательные беседы. Учителя в панике носились между рядами, стараясь усмирить маленьких хулиганов. Куда там!

«Вам понравилось?» с надеждой спрашивал Любимцев еще и еще раз, а вредные дети кричали «Нет!». В конце концов багровый от гнева сказочник дезертировал в гримерку, где не замедлил поделиться впечатлениями: «Это какие­то уголовные дети. Такое со мной впервые за 25 лет работы в филармонии!» гневно сверкал он очками. И даже вспомнил на этот счет старый одесский анекдот: «Чем отличается вагон с углем от вагона детей? Вагон с углем нельзя разгрузить вилами!» Бедного господина Любимцева было искренне жаль. Ведь вечером ему предстояло выступать для взрослых, а настроение было безнадежно испорчено.

Кстати, после концерта мы спросили детей, что они читают. «Конька­Горбунка» в списке не было. Один мальчуган сказал, что прочел две толстые книги. Я попросила уточнить какие. Он повторил, насупившись: «Толстые». А одна малышка с гордостью заявила, что уже прочитала 4 тома «Гарри Поттера», и добавила: «А можно сделать так, чтобы этот дядя со смешным голосом, как у тети, больше не приезжал. Он скучный».

Поначалу наотрез отказавшийся давать интервью Любимцев «Ваша газета и без меня обойдется» позже смилостивился и ответил на пару вопросов.

Павел Евгеньевич, не обижайтесь, но час это слишком много. Дети устают. Может, сократить программу?

Я не хочу и не буду этого делать. Дело не во времени, а в воспитании. Я часто выступаю в московских школах. Там все иначе. Ребята постарше бросаются брать автографы. Я никогда не забуду, как один мальчик, кстати, чеченец по национальности, сказал: «Можно я принесу бумагу и ручку и запишу, что он говорит?»

Как вы ухаживаете за голосом? Он у вас такой странный, высокого тембра.

Мне советовали его понизить. Я много занимался по системе Страхова, Стрельникова. Ничего не получилось, и я решил, что буду разговаривать тем голосом, который мне дал Господь Бог. Что касается ухода, 25 концертов в месяц это отрабатывает голос лучше любой гимнастики.

В этом году вам исполнилось 50. Возраст ощущаете?

Мой учитель народный артист России Яков Смоленский говорил: «Лучший возраст от 35 до 50, тут он выдерживал эффектную паузу и добавлял: До пятидесяти пяти». Есть, правда, одна проблема: в сутках лишь 24 часа.

Почему «Путешествия натуралиста» исчезли из эфира?

Передача устала. Я не зоолог, и занятных историй о животных не так много, повторы неизбежны. Всегда сложно зависеть от ТВбоссов, к тому же в последнее время мне не платили ни копейки. Мы с оператором посчитали: за 6 лет объездили 44 страны, причем в некоторых побывали неоднократно, хватит еще на несколько лет бесперебойных эфиров. К тому же я не люблю жару, устаю путешествовать.

Чтецкое искусство нынче не в моде.

Да, и очень жаль ведь это чисто наше, российское, в мире такого нет. Телевидению я как чтец не нужен, на канале «Культура» есть литературное чтение, но там артист читает произведение по книжке, что совсем неприемлемо.

Театральную молодежь это не привлекает. Если в 80е, как молодой артист, я получал 400 450 рублей в месяц, то сейчас заработки резко упали.

Творческими планами не поделитесь?

Недавно вышла моя книжка «Экзотические страны» отчет о работе, проделанной за время съемок «Путешествия натуралиста». Есть предложения от театра, хотя, признаюсь, 25 лет не участвовал в театральных постановках. В этом году довелось сыграть Фамусова в дипломной постановке моих студентов «Горе от ума». Об этой роли я мечтал, еще учась в Щукинском училище. Спектакль шел 12 раз с аншлагом. Так что, надеюсь, роли еще будут.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page