Это карпыч едет на «оке»

Когда-то его можно было увидеть на улицах Москвы за баранкой грузовика-полуторки, у которого в качестве горючего использовались дрова. Потом он утюжил тогда еще не мощенные улицы рыбинских окрестностей за рычагами танка Т-34. Еще позже девушки невольно заглядывались в его сторону, когда он величаво проезжал по Рыбинску за рулем мотоцикла БМВ.

Сергей Карпович Ивушкин и сейчас время от времени садится за руль «Оки», чтобы прокатиться по рыбинским улицам, съездить в банк за пенсией или заплатить за квартиру. Лишь две детали отличают этого представительного мужчину от остальных водителей. Первая — его преклонный возраст. И вторая — маленькая неприметная запись в самом низу его водительского удостоверения. Запись гласит, что свои первые права на вождение автомобиля Сергей Ивушкин получил более семидесяти лет назад!

ИЗВЕСТНАЯ ПЕРСОНА

Иногда на вопрос о нынешних своих мечтах Карпыч немного лукавит. Говорит: о чем я еще могу мечтать, ведь всех уже из своего поколения давно похоронил. Однако очевидно, что интерес к жизни у Карпыча в крови. Он и сегодня очень хороший собеседник. Живо интересуется событиями в стране, в своем городе и области. Часто интерес этот непраздный. Сергей Карпович — человек в городе известный, даже заслуженный. В течение тридцати лет он руководил отделом капитального строительства конструкторского бюро Рыбинского авиамоторостроительного завода (ныне НПО «Сатурн»). Под его руководством построено много жилых домов и промышленных объектов. Таких известных в городе персон, как музыкант Аркадий Шацкий или нынешний исполняющий обязанности главы города Андрей Антропов, Ивушкину в свое время доводилось чуть ли не нянчить!

ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ — В ШКОЛУ

НЕ ХОДИТЬ!

Чтобы оказаться наконец на колесах, уроженец деревни Ногайское Ряж-ского района Рязанской области прошел немалый путь на своих двоих. Делать это пришлось уже в раннем детстве. Сначала бегал три километра туда и столько же обратно в школу. Так он учился первые три класса. В четвертый класс Ивушкину приходилось топать уже в Ряжск, что в семи километрах от деревни. Вспоминает: «Иду зимой через лес, кругом снег, на ум приходит — а вдруг волки!» У мальчика от этих мыслей шли мурашки по коже. Однако выбирать не из чего. Волков бояться — в школу не ходить! В сентябре 1930 года выпускника четвертого класса приняли в школу рабочей молодежи в Ряжске. Переселился в городок. Жил то в хлеву, то на печке, то в сарае… Однако уже через год его перевели в фабрично-заводское училище учиться на автослесаря. Спустя еще два года, в марте 1933-го, в числе 14 самых перспективных учеников направили в Подмосковье на работу. Управление, где Ивушкин получил свое первое законное рабочее место, строило дорогу Москва — Рязань. Поселили шестнадцатилетнего подростка в общежитии на станции Ухтомская, что между Люберцами и столицей. В дорожно-строительном управлении Ивушкин впервые сел за руль. Работал автослесарем. Все механизмы автомобиля знал назубок. Водители из управления давали молодому коллеге в свободное время порулить да покататься по базе. Так что когда подошло время сдавать на права, за баранкой Сергей Ивушкин чувствовал себя вполне уверенно. Права получил в 17 лет. Для этого пришлось схитрить — добавить себе один год…

ЛИЧНЫЙ ВОДИТЕЛЬ ГЕРОЯ

9 ноября 1938 года солдат Сергей Ивушкин впервые надел военную форму. Он оказался в составе 13-го артполка Первой московской пролетарской механизированной дивизии. Вступление советских войск в Польшу в сентябре 1939 года прошло без участия этой воинской части. Однако войны с Финляндией избежать не удалось. Дивизию срочно перебросили в Архангельск для отправки на север Финляндии. Тогда впервые Ивушкин столкнулся со знаменитым Папаниным. Тем самым известным полярником, что позже возглавит Институт внутренних вод на Рыбинском водохранилище.

Финская кампания закончилась для Ивушкина без особых эксцессов. Часть вернули в Подмосковье. На лето вывели в лагеря. Объявили срочную погрузку. Куда — не говорили. Все думали, что перебросят на границу с Турцией. Там тогда чувствовалась напряженность. Однако оказались в Прибалтике. 20 июля 1940 года Литва, Латвия и Эстония стали советскими республиками. Часть на месте не сидела. Чуть ли не каждый день переезжали на новое место, разбивали новый лагерь. Из всех городов Сергею Ивушкину запомнился лишь Паневежес, близ которого также пришлось остановиться. Особой дисциплины в войсках тогда не наблюдалось. Командованию приходилось применять к личному составу жесткие меры — вплоть до того, что выход за пределы лагеря считался дезертирством, а одного офицера даже показательно расстреляли перед строем за связь с местной женщиной…

Передо мной давно пожелтевшее командировочное удостоверение. Текст гласит: «Водитель Ивушкин командируется с автомобилем М-1 (знаменитая командирская «эмка» Горьковского автозавода) в личное распоряжение командира дивизии Лелюшенко». Лелюшенко в то время был в фаворе. За финскую кампанию он получил звание Героя Советского Союза. Тогда обладателей высшей награды страны были считанные единицы…

ПЕРВЫЙ УГОН

В конце октября 1940 года дивизию вернули в Москву. 7 ноября приняли участие в традиционном параде. А уже 9-го числа этого месяца, ровно через два года после призыва, помощник командира взвода старший сержант Ивушкин оказался снова на гражданке. Поступил на работу в трест «Нефтезаводстрой» наркомата нефтяной промышленности. Даже фамилию наркома, под высшим начальством которого участвовал в строительстве нефтеперерабатывающего завода, что тогда возводился в московских Кузьминках, до сих пор помнит. Седин, говорит, тогда всем командовал.Окончание на 7-й стр.

22 июня 1941 грянула Отечественная война… Молодой сотрудник треста наркомата нефтепромышленности поначалу получил законную бронь. Жил он тогда там же, где и до службы в армии, на станции Ухтомская под Люберцами. Утром 16 октября взглянул в окно — своим глазам не поверил. Народ в Москву шел по рельсам пешком. Оказывается, ночью поезда до Москвы отменили. Пришлось до шоссе Энтузиастов, где располагался один из филиалов треста, топать пешком. По дороге залез в кузов одной из попуток. В конце еще 5 километров пешком. Доехал до своей конторы — все готовятся к эвакуации. Куда, никто не знает. Вместе с начальником решили ехать к начальству треста. Приехали, оказалось, и управляющий трестом, и главный инженер, и главбух на трех пятитонках смылись в неизвестном направлении, прихватив с собой все ценное имущество и все деньги треста.

Приехали в наркомат. Там тоже полный бедлам! Во дворе разжигают из документов костры. Начальства нет, и где — неизвестно. Пока ходили по наркомату, военные угнали машину. В те дни вопросы решали просто. Нет хозяев в кабине — цепляют железякой авто на прицеп, и поминай как звали.

Пришлось добираться обратно на базу на своих двоих. А что делать, коль начальства нет? Рабочих надо отпускать. Вернулись на базу. Ивушкин в технике прекрасно разбирался. Быстро из трех сломанных собрал одну машину, приведя ее в рабочее состояние.

В банке, где на следующий день получали зарплату для сотрудников треста, деньги уже никто не считал. Дали мешок, лишь спросили: посмотрите на глаз, хватит? В эти дни по Москве шли погромы. Повсеместно растаскивались магазины. Немец был лишь в нескольких километрах от города. Москва в панике. Правительство уехало в Куйбышев. Только позже стало известно, что Сталин остался в Москве. 19 октября было принято постановление о введении в Москве и прилегающих районах осадного положения. Оборона столицы была поручена будущему маршалу победы Георгию Жукову.

С КОЛЕС

НА ГУСЕНИЦЫ

И ОБРАТНО

События в Москве в октябре 1941 года так подействовали на Сергея Ивушкина, что он 7 ноября сам явился в Ухтомский райвоенкомат. Бронь пришлось скрыть. Вскоре он был направлен в составе автобатальона на Волховский фронт. Возил боеприпасы, провизию и солдат. Забирал с передовой раненых. Среди них же вскоре и оказался, получив ранение в голову. А потом…

Стране понадобились танкисты. В марте 1942 года в числе 12 красноармейцев батальона Ивушкин попал в Рыбинск. Здесь тогда обосновалось эвакуированное из города Пушкина, что под Ленинградом, танковое училище. Вот только на фронте Сергею Ивушкину, которому только что было присвоено офицерское звание, оказаться было уже не суждено. Один из лучших учеников своего выпуска был оставлен при училище. С начальством не поспоришь. Велели учить других. Училище готовило командиров танкового взвода Т-34. Ивушкин командовал курсантами. Сначала в должности командира взвода, потом — роты. До сих пор в окрестностях Рыбинска в районе деревни Малое Андрейково находят гильзы от снарядов и болванки, которыми эти снаряды заряжались, от танковых пушек. В войну здесь был танковый полигон. Именно здесь курсанты Ивушкина учились управлять танками и стрелять из танковых пушек…

Судьба разбросала курсантов. Многие погибли. Не секрет, что танкист в те годы оставался в живых в среднем не более трех боев. Но немало выпускников дожили до победы. С некоторыми из них Сергей Карпович переписывался вплоть до последнего времени…

Пересесть обратно с гусениц на колеса старшему лейтенанту Сергею Ивушкину удалось только в 1948 году. Отпускать офицера начальство не хотело. Чтобы сменить военную форму на гражданскую, ему пришлось обращаться с письмом лично к тогдашнему министру обороны Булганину.

24 января 2008 года Сергею Карповичу Ивушкину исполняется 90 лет. Это второй девяностолетний юбилей, который ему приходится праздновать в жизни. Первый был ровно год назад. А виной тому те самые права на вождение автомобиля, ради обладания которыми семнадцатилетний паренек в середине тридцатых приписал себе один лишний год…

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям