Гептил в приволжье

1 февраля 1988 года, в канун 70-летней годовщины образования Советской пожарной охраны у станции Приволжье Северной железной дороги произошла жуткая авария — опрокинулась цистерна с гептилом и началась его утечка.

ПОСЛЕДСТВИЯ могли стать катастрофическими. Для устранения аварии были подключены все соответствующие структуры — от гражданской обороны до пожарной охраны. В 500-метровой зоне, ограниченной улицами Советской и Республиканской от проспекта Ленина до проходной шинного завода, эвакуировали около 3000 человек. В районе аварии была приостановлена работа всех предприятий. Бойцы гарнизона в кратчайшие сроки ликвидировали угрозу заражения окружающей среды и отравления Волги. Провели дегазификацию местности. Казалось бы, больше ничто не предвещало беды.

Тогда еще никто не знал, что последствия аварии аукнутся через пару лет. И, естественно, в первую очередь на ликвидаторах аварии.

Гептил — жидкое ракетное топливо. Его воздействие на человека приводит к поражению иммунной, сердечно-сосудистой, лимфатической, репродуктивной и центральной нервной систем. А также к онкозаболеваниям, болезням желудочно-кишечного тракта, крови, печени, кожи. Особенность гептила в том, что его токсический эффект проявляется уже при очень малых концентрациях. Определить столь малые концентрации токсиканта в крови мешает сложность и крайняя дороговизна анализов. Такие анализы проводятся лишь в единичных лабораториях страны.

Вадиму Александровичу Апахову сейчас 65 лет. В свое время он окончил политехнический университет по специальности «Лаки, краски, неметаллические конструкции». Получил распределение на лакокрасочный завод. Затем до июня 1994 года трудился в пожарной охране, где отвечал за химическое имущество. На ликвидации аварии выдавал и получал противогазы. После применения обрабатывал их спиртом и спускал в хранилище. По траектории розлива топлива снимали метровый слой почвы, а затем его сжигали. В результате горения концентрация вредного вещества воздухе в 600 раз превышала норму.

Первым звонком через два года после аварии стала смерть Николая Канащенко, заместителя начальника УПО. При ее ликвидации Николай неосторожно разглядывал струйку топлива, сочившуюся из пробоины. Следующей жертвой стал Алексей Бузин, хотя совсем не имел вредных привычек и купался до поздней осени. Сослуживцам сказали, что умер в результате чрезмерного пристрастия к бане. Александр Кулемин ликвидировал аварию в составе сотрудников гражданской обороны УПО. При вскрытии обнаружили, что у него отсутствует поджелудочная железа.

Виктор Казначеев, Михаил Бородин, Вадим Арефьев, Евгений Пепин, Юрий Куракин и многие другие — пенсионеры-инвалиды, тоже ликвидаторы аварии. У Вадима Александровича все 3 группы инвалидности: проблемы с опорно-двигательным аппаратом, зрением и сердечно-сосудистой системой. Но на местные власти он не обижен — мэр Виктор Волончунас и тогдашний губернатор Анатолий Лисицын выделили деньги на автомобиль «Ока». Только возмущен отметкой в удостоверении по инвалидности о том, что заболевания получены в период прохождения военной службы, хотя на самом деле они являются следствиями исполнения служебных обязанностей. Аналогичная история у всех сослуживцев, с которыми Вадим Александрович встречается либо на очередных похоронах, либо ежегодно в День пожарной охраны. На мероприятии, организованном к этому дню советом ветеранов УВД. Все они убеждены, что колоссальные проблемы со здоровьем получили после своего непосредственного участия в ликвидации этой аварии.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page