Певца клеймили, а сценарий зарубили

14 февраля в России отмечалась большая дата — 135 лет со дня рождения великого русского певца Федора Ивановича Шаляпина. Этого талантливого человека помнит и почитает не одно поколение. Музей, о котором мечтала его дочь Ирина, открыт для посетителей в бывшем доме Шаляпиных на Новинском бульваре.

В столице создано Шаляпинское общество, филиал которого есть и в Ярославле. Федору Ивановичу установлены памятники и бюсты в Москве и Казани. А на его родине проходят оперные фестивали, в которых участвуют певцы с мировым именем. Выпускаются компакт-диски с записями репертуара Шаляпина и кинокартин, в которых он снялся. Огорчает только одно: художественного фильма о самом Шаляпине до сих пор нет. А ведь разговор о нем шел еще в 60-х годах прошлого века.

Идея создания художественного фильма о великом русском певце Шаляпине родилась, а точнее полыхнула, когда мы с моим другом-журналистом Юрием Ледневым вышли из кинотеатра, посмотрев американский фильм «Великий Карузо» с участием Марио Ланца.

— А почему у нас нет такого о Шаляпине? Он не менее, а может быть, и более велик и знаменит в мировой сфере певческого искусства! — с возмущением заметил я. А друг согласился.

О величии гениального русского певца и артиста я знал тогда из рассказов моих педагогов по музыке и пению, которые видели и слышали великого Федора Ивановича на сцене. Еще была у меня в собрании грампластинок пара виниловых дисков с его записями. По радио иногда звучали русские песни и оперные арии в исполнении Шаляпина. А в моей личной библиотеке находились автобиографические книги знаменитого российского баса «Страницы моей жизни» и «Маска и душа». В общем, можно сказать, я был немало осведомлен и начитан о его творчестве.

Окрыленные идеей создания фильма о Шаляпине, мы торжественно за-трубили всем и всюду о своем благом намерении и стали получать поддержку от друзей, журналистов, актерской братии. Нам казалось, что вся Москва поддерживает нас и кричит: «Давайте, ребята! Дерзайте!..»

Итак, представ пред очи мэтра советского кино Сергея Герасимова и получив его поддержку, мы направились в Главное управление художественной кинематографии и подали заявку на создание сценария кинофильма о жизни и творчестве Федора Шаляпина. Вскоре заявку передали дирекции «Мосфильма». Там приняли нас с распростертыми объятиями, и мы с еще большим воодушевлением и энтузиазмом начали собирать и обрабатывать материалы для киносценария. И в этом нам откровенно везло!

Солист Большого театра, народный артист СССР Александр Огнивцев — бас, внешне и голосом очень похожий на Федора Ивановича, сразу дал согласие на главную роль. Старшая дочь Шаляпина Ирина приняла нас у себя дома на Кутузовском проспекте и за чаем рассказала много интересных подробностей из жизни своего знаменитого отца, его встречах с корифеями русской культуры и искусства, что значительно обогатило наш сценарий. Известный музыковед Елена Грошева, которая трудилась тогда над двухтомником о Шаляпине и его богатым эпистолярным наследием, тоже поделилась ценнейшими данными и отзывами о русском оперном гении. А отрадный факт, что всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» наконец-то начала реставрацию записей Шаляпина, вдохновил нас настолько, что мы с головой углубились в работу. Поддерживаемые творческой интеллигенцией, мы собрали такой богатый материал для киносценария, что он едва уместился в четырех ящиках письменного стола. А нам все звонили и звонили, предлагая новые сведения и подробности о жизни и замечательных встречах певца.

Наконец мы создали первый вариант киносценария и представили его на худсовет «Мосфильма» для просмотра влиятельным лицам и специалистам. И тут началось! Назвать происходящее откровенным избиением младенцев значит не сказать ничего. Нас, ни в чем не повинных авторов сценария, сердитые кинокритики и напыщенные чиновники из Министерства культуры обвиняли в политической безграмотности и беспринципности взглядов на мировую обстановку. А Шаляпина зло клеймили и называли изменником и предателем, который сбежал из страны, чтобы якобы сотрудничать с антисоветчиной и белогвардейской эмиграцией. Особенно упирали на факт, когда в 1927 году, будучи на гастролях в Париже, Федор Иванович увидел на паперти у храма женщину с детьми, одетых в лохмотья и просящих милостыню. Потрясенный их жалким видом, растроганный отеческим чувством, Шаляпин через священника Георгия Спасского передал в пользу детей русских эмигрантов 5 тысяч франков.

— За это благотворительное пожертвование на родине певца лишили звания народного артиста, гражданства, дачи в Ратухине и заблокировали его счета в отечественных банках. А вы хотите фильм о нем снимать? — возмущались охочие до ругани и скандальных разборок кинокритики.

В обвинениях Шаляпину звучала даже такая чушь: он сбежал из Союза с мешком бриллиантов через финскую границу. А в Великую Отечественную войну будто бы помогал фашистам деньгами на выпуск танков.

Мы как могли отбивались от нападок. Дескать, Федор Иванович честнейший человек. В 1922 году он вовсе не сбежал, а уехал на заграничные гастроли с разрешения советского правительства. А фашистам в войну помогать никак не мог, так как вообще-то умер в 1938 году. Однако нас не слышали и слушать не хотели. Чиновничье крыло критики было категорически против создания фильма о Шаляпине и требовало прекратить работу над сценарием.

После нескольких таких вот «художественных» обсуждений мы приходили домой подавленные, с разбитыми в пух и прах надеждами. Правда, дирекция и творческое руководство «Мосфильма» все же поддерживали нас и убеждали, что через подобные унижения проходят почти все создатели кино, относиться к этому надо спокойно и стоически. Фильм о нашем знаменитом певце выйдет обязательно, нужно только выждать время.

Но в своих оптимистичных прогнозах они ошиблись. Увы, наши творческие страдания проходили во времена политических битв в верхушке власти, закончившихся отставкой Хрущева и заменой его Брежневым. Теперь уже ясно, что смена политконъюнктуры повлияла и на судьбу фильма о Шаляпине.

Баталии за кинокартину были настолько непредсказуемыми и отчаянными, что порой нам становилось страшно не только за судьбу сценария, но и за свое здоровье: нервы-то не железные! И в конце концов идея все-таки была заживо похоронена. А случилось это так. Мне, как профессиональному певцу, работающему в филармонии, пришлось выехать с коллегами на гастроли. А мой друг Леднев остался один на один на фронте борьбы с противниками Шаляпина. С гастрольного маршрута я ему позванивал, интересуясь ходом нашего дела. И вдруг он сообщил, что творческие обсуждения по созданию фильма о Федоре Ивановиче прекращены. А за работу над ним хочет взяться сам Марк Донской, который собирается вести съемки на киностудии имени Горького. Петь в его фильме Шаляпин не будет, а станет лишь в назидание эмигрирующей творческой интеллигенции страдать по покинутой родине. По этой причине ни наши наработки, ни народный артист Огнивцев и другие Донскому не нужны. Его версия, в которой нет ни намека на антисоветчину, должна понравиться критикам и чиновникам. А наш сценарий больше никого не интересует.

После моего возвращения с гастролей мы с Ледневым пошли в ЦК КПСС в поисках справедливости. Но там категорически заявили: сначала пусть фильм о Шаляпине снимает Марк Донской, а потом уже и вы, так как тема возвращения эмигрантов в родные края более актуальна, чем рассказ о жизни и творчестве русского певца… Однако судьбу картины Донского тоже постигла печальная участь: после пробных киносъемок и ему запретили работу над фильмом. Поговаривают, что картину не приняли не только критики, но и родственники Федора Ивановича, которые не хотели видеть вранье на экране. Творческий потенциал именитого режиссера срочно переключили на создание политических картин о семье Ульяновых «Сердце матери» и «Верность матери». А эпопея создания фильма о величайшем русском таланте Шаляпине так и закончилась безрезультатно.

Сегодня времена другие. Музыкальная общественность и почитатели таланта Федора Шаляпина широко и торжественно отмечают 135-летие со дня его рождения. Память о нем не умирает. Но вот художественного фильма о Федоре Ивановиче так и не создали, о чем приходится горько сожалеть…

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page