Какое, братцы, столетие на дворе

Полвека назад маленькая биологическая станция «Борок» в провинциальной глуши Ярославской области усилиями выдающегося ученого и полярника Ивана Папанина превратилась в первоклассный научный центр, включающий в себя два академических учреждения — Институт биологии внутренних вод, который ныне носит его имя, и геофизическую обсерваторию — филиал Института физики Земли имени О. Ю. Шмидта.

Постепенно на месте старой обветшалой дворянской усадьбы вырос благоустроенный городок, где сегодня проживают свыше 2500 человек. В 1959 году благодаря неуемной энергии Ивана Дмитриевича было преодолено одно из главных препятствий в развитии научного центра — проложено до Борка асфальтированное шоссе от расположенной в 15 километрах железнодорожной станции Шестихино. В Шестихине был построен оригинальной архитектуры вокзал, аналогов которому на Северной железной дороге нет.

Но вот уже несколько лет озабоченные решением глобальных проблем ученые мужи из Борка, отстаивая интересы не только научного сообщества, но и жителей двух районов, добиваются от администрации Некоузского муниципального района и руководства Северной железной дороги решения проблемы, которая выеденного яйца не стоит. О чем свидетельствует направленное в нашу редакцию письмо, где юмор переплетается с грустью.

Так уж сложилось, что минувшей осенью мне неоднократно пришлось прибегать к услугам нашего железнодорожного транспорта в связи с необходимостью совершить несколько дальних поездок. От этого вынужденного тесного общения с железной дорогой у меня осталось неизгладимое впечатление.

Не знаю, какова была процедура продажи билетов на станции Шестихино до изобретения телефона, но в наше время это гениальное изобретение человечества, стоящее возле окошечка железнодорожной кассы, смотрится явным анахронизмом. Сама же процедура оформления билетов вызывает двойственное чувство. С одной стороны, при виде раритетного телефонного аппарата на глаза наворачиваются слезы ностальгического умиления по поводу ушедшей молодости. С другой же стороны, в груди закипает чувство бессильной ярости от- того, что быстротечное время, как вода сквозь пальцы, бесследно и бесполезно утекает в вечность по мере неспешного и неторопливого оформления так необходимого мне проездного документа. Особую остроту чувствам придает основанная на знании ситуации уверенность, что рейсовый автобус, стоящий возле здания вокзала, вот-вот уйдет, хотя и строго по расписанию, но без меня, а следующего рейса придется ждать несколько часов. Спасибо еще нашим кассирам, которые в самых критических ситуациях, войдя в положение, соглашаются взять деньги, паспортные данные и, уловив подходящий момент, оформить железнодорожный билет, который можно забрать уже потом, прямо перед приходом поезда.

Выписать билет на поезд дальнего следования — процедура со множеством неизвестных. Сначала надо дозвониться до Ярославля, а не до Рыбинска, как это было раньше. Учитывая изношенность наших телефонных сетей, как говорится, почувствуйте разницу! К тому же у тамошних диспетчеров, разумеется, есть перерыв на обед, предусмотренный трудовым законодательством. И приходится обеденный перерыв как раз на то время, когда из Шестихина уходят автобусы, развозящие пассажиров по их деревням и весям, расположенным отнюдь не в пределах пешеходной доступности до заветного окошечка железнодорожной кассы! Но даже в случае, когда телефонное соединение произошло успешно, а вожделенный диспетчер оказался на месте и в полной боевой готовности, на ваших глазах разыгрывается следующий акт драмы по оформлению билета. Кассир по буквам (вернее, целыми словами, начинающимися на нужную букву) диктует на другой конец провода ваше имя, отчество и фамилию, серию и номер паспорта, код подразделения, выдавшего документ, дату выдачи, номер необходимого вам поезда, тип вагона и т. д., и

т. п. Просто кошмар какой-то! И все это происходит в то самое время, когда наша страна возобновила свое стратегическое присутствие в Мировом океане, когда наши стратегические бомбардировщики вновь поставлены на боевое дежурство, а местонахождение не то что автомобиля, но даже коровы или козы можно мгновенно определить через спутниковую систему ГЛОНАС! Даже маленькие деревенские школы сейчас одна за другой получают выход во всемирную паутину — интернет! Я абсолютно уверен, что в XXI веке компьютер должен стоять на КАЖДОЙ железнодорожной станции, продающей билеты. Следует учесть также, что на железнодорожной станции в Шестихине сдать обратно билет, купленный где-нибудь в другом месте по системе «Экспресс», невозможно. Объяснили мне это тем, что билет опять нужно пропустить через «Экспресс», а ближайшее место, где таковой имеется, — город Рыбинск в часе езды поездом от станции Шестихино! Таким образом, чтобы сдать обратно билет, в котором отпала необходимость, нужно потратить день на путешествие, совершать же его зачастую нет ни времени, ни сил, да и лишних денег тоже нет!

Конечно, нельзя сказать, что высокое железнодорожное начальство совсем уж не прислушивается к веяниям времени. Чего только стоят амбициозные проекты по строительству высокоскоростных магистралей! Или отдельных суперсовременных железнодорожных вокзалов, которые затем входят в Книгу рекордов Гиннесса. Однако при всем при этом на периферии железнодорожные вокзалы очень многих районных центров еще не подключены к системе «Экспресс», и заказ билетов на них осуществляется по обычному телефону.

Насколько я понимаю, «Российские железные дороги» — отнюдь не бедная организация. Почему бы не потратить малую толику средств на благородное дело подключения всех железнодорожных станций к системе «Экспресс»? Я уверен, этот вопрос волнует не только меня одного. Может быть, стоит принять какую-нибудь маленькую национальную программу, которая существенно облегчила бы жизнь тысяч и тысяч наших простых соотечественников, путешествующих по железной дороге? Тем более что услуги компьютерной связи в отличие от многого другого сейчас становятся все более и более доступными и не должны показаться для МПС чрезмерно обременительными.

Евгений КУЗЬМИН,

пос. Борок,

Некоузский район.

P.S. Это письмо сопроводил конкретными предложениями по решению данной проблемы депутат собрания представителей Некоузского муниципального района Владимир Цельмович:

— Мне видятся следующие возможные и необходимые меры по улучшению ситуации с приобретением железнодорожных билетов.

1. Срочная модернизация оборудования на станции Шестихино.

2. Как временное решение — открытие в поселке Борок железнодорожной кассы.

3. И, наконец, современное решение: с учетом того, что практически все научные сотрудники и значительная часть жителей Борка имеют выход в интернет, предусмотреть возможность бронирования и приобретения билетов через интернет с оплатой, возможно, через отделение Сбербанка России в поселке при помощи кредитной карточки. Подобные системы в настоящее время широко распространены в мире. В Борке можно было бы организовать пилотный проект по продаже железнодорожных билетов через интернет.

Владимир Анатольевич надеется, что при содействии газеты «Золотое кольцо» к его депутатским предложениям и письму Евгения Кузьмина проявят-таки живой интерес председатель собрания представителей Некоуз-

ского муниципального района Алексей Медведев и глава муниципальной администрации Сергей Королев и, конечно, не будут отмалчиваться в управлении Северной железной дороги. Мы тоже на это надеемся. И то верно: на дворе XXI век — век высоких технологий.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page