Дай бог еще чуток пожить

С годами понимаешь, что старость — понятие относительное. Кто-то и в 50 лет становится брюзгой, и кроме своих болячек, ничем в жизни не интересуется. А вот Инна Степановна Полещук, недавно пережившая третий инфаркт, на замечание врача о том, что он лечит только сердце, а не голову, ответила ему: «А зачем мне сердце без головы?»

6 февраля женщине этой исполнилось 89 лет. С молодых лет она пишет детские стихи, наполненные неподдельной любовью к природе.

Она родилась на Байкале. Была единственным ребенком в семье. В Благовещенске закончила педагогический институт, там же в 1936 году вышла замуж, родила троих детей. Первая девочка умерла во младенчестве, а вот два сына, Олег и Владимир, живут сейчас с ней рядом. В 1944 году в газете «Амурская правда» увидело свет ее первое стихо-творение. Была участником всесоюзного совещания молодых писателей. Публиковалась в коллективных сборниках молодых поэтов Восточной Сибири.

В середине 50-х годов семья переезжает в Ярославль. Здесь Инна Степановна работает сначала в книжном издательстве, затем учителем литературы и русского языка в школе N 37. Первая книга ее стихов «Детский сад» вышла в 1955 году. Затем, в 1958 году, «Хозяюшка», еще через год «Мастер Клепка». Пять книг с детскими стихами успела выпустить она до перестройки.

Она не из тех старушек, которые коротают дни в пересудах на лавочках. Ей некогда жаловаться на жизнь. В последние годы она опять вернулась к читателю. В 2003-м выпустила книгу «Окно в природу», на следующий год — «Прогулки». Эту же книгу переиздала в 2005 году в другом издательстве, где к жанру детского стиха подошли более грамотно, то есть оформили красочно, сопроводив каждое стихотворение соответствующим рисунком крупного формата.

Давно уже не читала я таких чистых до прозрачности строчек.

Налетался шмель, и к ночи

Так устал, что нету мочи.

Где ему заночевать?

Где удобная кровать?

Ну конечно, в серединке у цветка!

Ни росы там нет, ни сквозняка.

И рядышком симпатяга-шмель, укрывшись прозрачными крылышками, сладко спит в чашечке синего колокольчика. А вот две синички высматривают себе корм среди снега.

Хорошо в постели спится.

Нам тепло, уютно.

А каков-то сон синицам

На морозе лютом?

Нет числа синичьим бедам.

Где под снегом что найдешь?

А без сытного обеда

На морозе пропадешь.

А совсем недавно Инна Степановна вместе со своим сыном, известным фотохудожником Олегом Полещуком, выпустили удивительную книгу. Яркие натурные фотографии сына сопровождены не менее яркими строчками стихов матери. И что тут главнее, стихи или фотографии, сказать невозможно. Это — единый организм. А само издание иначе как произведением искусства не назовешь. В поэзии Инна Степановна придерживается такого правила: в каждом стихотворении непременно должна быть строчка, а в каждой книге — стихотворение, иначе не будет ни стихотворения, ни книги.

«Поэтов столько развелось, — смеется женщина, — что даже стыдно быть поэтом». Да, рифмующих нынче более чем достаточно. Но детские стихи — жанр особый. Он требует филигранной точности изображения, четкой рифмы, непременного знания русского языка. Фальш для детского стихотворения — гибель. Может, поэтому в Ярославле да и во всей России поэтов, пишущих для детей, всегда было чрезвычайно мало, а теперь и вовсе не слыхать.

Сейчас Инна Степановна Полещук подготовила рукопись так называемых взрослых стихов. В разделе «Поговорим за жизнь» встретилось мне стихотворение.

Не за горами — девяносто.

Пора бы подводить итог.

Да взяться за него не просто…

Иль подождать еще чуток.

А впрочем, ну кому он нужен?

Ведь это не обед, не ужин.

А мне былое ворошить…

Дай Бог еще чуток пожить.

Прибавить к нему нечего. С такой жаждой жизни, любовью к ней старость не страшна.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page