Новая жертва «феникса»

Цель программы коттеджного строительства по проектам французской фирмы «Феникс», инициатором и гарантом реализации которой выступил губернатор области Анатолий Иванович Лисицын, была благородной — обеспечить ярославцев благоустроенным и относительно дешевым жильем. Однако авантюрная попытка осуществить ее привела к растранжириванию и расхищению сотен миллионов рублей, техники и оборудования, к возбуждению многочисленных уголовных дел.

Одним из пострадавших от «Феникса» стал коллектив ООО ЯЗССС «ЯРЛИК», генеральным директором которого является Кюри Ахмадович Халимов. Мы попросили его рассказать, с чем пришлось столкнуться его предприятию, когда оно стало участником этого амбициозного проекта.

ФИННЫ ХАЛТУРЯТ, А НАМ РАСХЛЕБЫВАТЬ

— Мы вошли в программу «Феникс» в 2001 году. Причем даже не совсем по своей воле. Дело в том, что еще в 1998 году в Ярославль было завезено оборудование одной из финских фирм для производства сухих строительных смесей. И все это время оно бесполезным грузом лежало на открытой площадке Заволжского завода силикатных изделий.

В 2000 году мы закупили площади бывшего завода КПД. Это было время, когда никто не хотел развивать производство, делать долгосрочные финансовые вложения, все занимались куплей-продажей. И тут мне поступило предложение за 1 миллион 200 тысяч евро с отсрочкой платежей на 5 лет приобрести это оборудование, стать участником программы «Феникс». Конечно, цена вызывала серьезные сомнения, которые позже подтвердились. Она оказалась завышенной в три раза.

— Как такое могло получиться?

— Все очень просто. Оборудование закупалось через многочисленных посредников, каждый из которых делал свою накрутку. Мы оказались крайними.

— Почему же вы пошли на такую сделку, приобретая фактически кота в мешке?

— Ответственные руководители меня авторитетно заверили, что долг обязательно будет реструктуризирован, бояться тут нечего, а оборудование, которое три года никто не хотел покупать, должно работать и приносить пользу для дела. Я убедился, что действительно существует соответствующее постановление Анатолия Ивановича Лисицына. Не верить столь авторитетному человеку не было никаких оснований. Мы были уверены, что сумму долга уменьшат хотя бы в части процентов и пени, а сроки его погашения увеличат.

С этого и начались все наши беды. С очень большими трудностями, дополнительными расходами, для чего приходится брать кредиты, запускаем оборудование. И практически сразу же убеждаемся, что нам подсунули заводской брак. Устраняем неисправности в одном месте — они тут же возникают в другом.

— В чем же дело?

— Мы начали выяснять, почему импортное оборудование, приобретенное за валюту, находится в нерабочем состоянии. Оказалось, что это была первая, так сказать, экспериментальная технологическая линия, выпущенная финской фирмой.

Обращаемся в администрацию области, к руководству ГУП ТСО «Ярославльстрой»: дескать, господа, нас обманули! В ответ новые обещания, то есть не волнуйтесь, работайте спокойно, налаживайте производство, а мы вам обязательно поможем. Что делать? Подавать в суд? А на кого, на администрацию области? Финскую компанию не достать, посредников искать бесполезно. И мы молча продолжали работать, три тяжелейших года в буквальном смысле слова промучились с этим злополучным оборудованием. Запускаем — ломается, запускаем — ломается. И так до бесконечности.

— Но ведь людям требуется зарплата, нужно оплачивать отопление, воду, электроэнергию, различные налоги, гасить кредиты…

— Все так, но прибыли-то нет. Мне пришлось продать свой прежний бизнес, удалось привлечь дополнительные средства, кое-как сводить концы с концами. И только в 2005 году наши специалисты все же сумели наладить стабильную работу оборудования. Для этого пришлось практически полностью переделать его. Финского там осталось в лучшем случае 50 процентов. Организовали круглосуточную работу, провели рекламную кампанию, нас узнали на рынке строительных материалов, продукция завоевала авторитет, появились постоянные заказчики. А тут новая беда. Когда стали выходить на проектные мощности, выяснилось, что гарантированная в паспорте производительность оборудования завышена в два раза. Вместо 10 тысяч тонн сухих строительных материалов в год, на что мы и рассчитывали, оно способно дать не более 5 тысяч тонн. А заказы поступают, мы срываем сроки их выполнения, запланированную прибыль не получаем, однако сделать ничего не можем.

— То есть вас действительно обманули. Вы не пытались обратиться в правоохранительные органы?

— А другого выхода мы не видели и решили судиться. Обратились к руководству ГУП ТСО «Ярославль-строй», встретились с их юристами. И выяснилось, что судиться нужно не с этим предприятием, а с фирмой, которая продала негодное оборудование. Удалось установить, что в Финляндии оно прошло через две компании, во Франции — тоже через две и в Москве — через две. С горем пополам удалось установить французскую фирму, но оказалось, что ее саму обманула московская компания, обнаружить которую даже с помощью прокуратуры не удалось. Выяснилось, что не мы одни ищем поставщиков бракованной линии, этим делом занимается Интерпол.

— А если подать иск на финских бракоделов?

— Увы, на это у нас элементарно не было денег. Пришлось, так сказать, несолоно хлебавши возвращаться к своим баранам и рассчитывать только на свои силы. Наши специалисты вновь многое реконструировали в технологической линии, что потребовало дополнительных затрат. И в конце концов в 2006 году нам удалось выйти на запланированные мощности.

После шести лет мучений предприятие наконец-то смогло три месяца получать прибыль. Начали гасить проценты, закрывать кредиты, составлять графики погашения долгов.

СБИЛИ НА ВЗЛЕТЕ

— То есть «ЯРЛИК» стал выходить из кризиса.

— Мы тоже на это надеялись. Но тут руководители «Ярославльстроя» в ультимативной форме потребовали немедленного погашения всех долгов за оборудование. В противном случае наше предприятие будет объявлено банкротом.

— А как же с реструктуризацией долга?

— Да никак. О своих обещаниях руководство области даже не вспомнило. Я неоднократно был в администрации, в «Ярославльстрое», пытался объяснить, что предприятие только-только начало получать прибыль, причем добилось этого исключительно своими силами, и уничтожать его экономически нецелесообразно. Более того, руководство области не выполнило ни одного из своих обязательств: реструктуризация долга не сделана, нет обещанных госзаказов, даже в самые трудные периоды работы никакой помощи оказано не было. Все пришлось делать самим. И мы доказали, что можем.

Однако у меня создалось впечатление, что некоторым ответственным господам в администрации области ровным счетом наплевать, есть в Ярославле предприятие по производству сухих строительных материалов или нет. Они преследуют какие-то свои, широко не афишируемые цели. В этом меня убедил дальнейший ход событий. Нас обвиняют фактически в одном: не хотим возвращать долг. Но, позвольте, господа, вы нас обманули, подсунули бракованное оборудование, которое мы своими силами сумели все же запустить. В первую очередь именно вы не выполняете своих обещаний. Мы согласны платить долг, но всего за три месяца нормальной работы необходимой суммы получить невозможно. Я предлагал четыре варианта графиков погашения задолженности, но вести переговоры было очень сложно, в «Ярославльстрое» за два последних года сменились четыре директора. Вроде бы достигаешь взаимопонимания с одним, но тут появляется новый, процесс нужно начинать сначала. И все они ссылались на то, что решение по этому вопросу должно приниматься в Москве.

30 мая 2006 года я обратился с письмом к губернатору области, в котором объяснил ситуацию и предложил график погашения задолженности. Никакого положительного результата это не дало.

— Так в чем же причина?

— Оказалось, что еще в 2004 году в Москве была создана рейдерская компания, которая поставила своей целью прибрать к рукам наиболее перспективные предприятия, которые по тем или иным причинам имеют финансовые проблемы. Эта столичная команда и решила захватить «ЯРЛИК». Я этого, естественно, не знал и наивно предлагал варианты графиков погашения долга, которые упорно никто не хотел согласовывать.

— То есть акция была заранее спланирована?

— Разумеется, и тут не обошлось без прямого участия, я бы сказал, соучастия некоторых чиновников из администрации области. Могу назвать хотя бы бывшего руководителя управления экономической безопасности Юрия Дмитриевича Данилова. В итоге в арбитражный суд Ярославской области был направлен иск, основанием которого стало голословное утверждение, что Халимов не хочет платить. Наши объяснения оказались проигнорированными, и предприятие, которое является уникальным в своем роде в России, признали банкротом.

Производство, приносящее прибыль и платящее налоги в областную и городскую казну, было остановлено 16 июня 2007 года и до сих пор не работает.

— Так в чем же причина подобных действий?

— Все выяснилось после суда. На предприятие моментально пришла уже заранее сформированная команда, которая привезла из Москвы своего конкурсного управляющего Аркадия Анатольевича Черкасова. По слухам, основным инициатором акции выступил еще один столичный гость — Дмитрий Савельевич Тессис, который является головой всей этой операции. Именно он договаривается с чиновниками из администрации области, пытается оказать воздействие на наших кредиторов. То есть делает все, чтобы разорить созданное с таким трудом. Смысл в том, чтобы за копейки продать наше предприятие своей подконтрольной фирме, а затем уже реализовать по нормальной цене. Эта система у рейдерских фирм давно отработана.

Не буду перечислять все художества господина конкурсного управляющего. Достаточно сказать, что на собрании комитета кредиторов, которое состоялось

26 сентября прошлого года в Москве, была утверждена смета расходов конкурсного управляющего в размере почти 2 миллиона рублей ежемесячно. Более того, у какой-то лично мне неизвестной организации ООО «Олди» господин Черкасов взял заем на 12 миллионов рублей. На что они потрачены, остается только догадываться. Удивительно, что столь огромные и совершенно непродуктивные расходы делает предприятие, которое является банкротом!

Доходило до того, что господин Черкасов, проиграв в суде иск на право приобретения оборудования, умудрялся выставлять его на продажу, дав объявление в «Российской газете».

— Но какие-то отчеты о расходовании средств должны же быть?

— Конечно, есть, однако они требуют проверки. Но в отчете самого господина Черкасова от 16 ноября прошлого года есть поистине удивительные цифры. Так, водитель Крылов получал ежемесячно 25 тысяч рублей. Столько же, сколько экономист Волкова, директор по безопасности Тюрин и исполнительный директор Крылов. За комплексное сопровождение деятельности конкурсного управляющего ООО

«СоТБи» ежемесячно получало 860 тысяч рублей. А ООО «ЧОП «Влата М» — 381 тысячу рублей ежемесячно. И так далее.

Могу сказать, что эта рейдерская бригада допустила огромное количество грубейших нарушений закона. Покушение на недвижимость, подделка печатей и моей подписи, договоров, судебных исков — вот далеко не полный перечень их деяний. Но ни одного наказания. Фемида почему-то считает, что эти господа все делают правильно.

Конечно, потом, когда предприятие будет окончательно разорено, сто наших работников, обладающих уникальными профессиями, окажутся на улице, прокуратура определит, кого из этих рейдеров и как наказать. Но будет уже поздно. Могу добавить, что 20 февраля, когда в производстве арбитражного суда оказалось дело по жалобам кредиторов на действия конкурсного управляющего, господин Черкасов скоропостижно заболел и был освобожден от занимаемой должности.

— А что это за история с подделкой вашей подписи?

— ООО «Твин-стайл» по почте представило в суд иск нашему предприятию на 24 миллиона рублей и документы на их получение якобы с моей подписью. Пошли даже на уголовное преступление. Надо ли говорить, что об этих деньгах я и понятия не имел. Сразу же подал заявления в милицию, прокуратуру, в суд. Прошло четыре месяца — никакой реакции, дело не возбуждено, почерковедческая экспертиза не проведена.

— Фактически «ЯРЛИК» был сбит на взлете. В чем же вы видите выход?

— Только в одном. Администрация области просто должна вспомнить, что именно по ее настоятельной просьбе мы вошли в программу «Феникс» и, несмотря на все трудности, сумели создать работоспособное предприятие, не имеющее долгов ни по зарплате, ни по налогам. И почувствовать ответственность за ООО «ЯЗССС «ЯРЛИК». Ведь если процесс банкротства будет идти по той же схеме, что и сейчас, область не получит ни копейки. Нам нужно только дать возможность нормально работать и представить отсрочку в оплате долга в соответствии с графиком. Рейдеры же не заплатят ничего.

Я и весь коллектив «ЯРЛИКа» надеемся, что новый губернатор области Сергей Алексеевич Вахруков и депутаты областной думы, люди, которым дороги интересы Ярославля и ярославцев, положение предприятий нашего тысячелетнего города, обратят внимание на сложившуюся ситуацию и примут соответствующие меры.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page