Бои без правил

Выборы в Ярославской области завершились. Об острой конкурентной борьбе сейчас напоминают лишь обрывки разноцветных листовок да плакаты в поддержку того или иного кандидата, еще сохранившиеся в некоторых уголках города. Говорят, победителей не судят. Заветный приз у тебя в кармане, и уже вряд ли имеет значение, какими усилиями достигнута долгожданная цель. Ведь цель, как известно, оправдывает средства.

КАКОЮ ЦЕНОЙ ЗАВОЕВАНО СЧАСТЬЕ

По закону агитация могла носить лишь позитивный характер, кандидат имел право хвалить себя, любимого, и рассказывать о своих достоинствах, но не мазать черной краской конкурента. Однако, случалось, соперники поливали друг друга такой грязью, что отмыться от нее перед избирателями было практически невозможно. Мочили порой так, что на политической карьере оппонентов можно было поставить жирный крест. В общем, бои без правил. И методы, которыми они велись, зависели лишь от степени порядочности или толщины кошелька. В ход шло все — от мелких пакостей и козней до угроз физической расправы. Печатной продукции было заготовлено море, она сообщала такие подробности о жизни и деятельности кандидатов, о которых, возможно, и они сами даже не подозревали. Деньги и щедрые обещания лились рекой. Избирательная кампания некоторым участникам предвыборной гонки встала этак миллионов в пятнадцать рублей, а иные не поскупились и за победу выложили от 25 до 28 миллионов целковых.

С ТРИ КОРОБА НАВРЕШЬ — И ДЕЛАЙ С НИМ

ЧТО ХОШЬ

Народ у нас доверчивый. Верил многим посулам кандидатов и искренне надеялся, что мечты сбудутся. Для этих целей на время избирательной кампании создавались специальные благотворительные фонды, раздавались направо и налево подарки. Интересно, будут ли эти самые фонды и впредь оказывать благотворительность с таким размахом, если их создатель уже получил то, чего так упорно добивался, не жалея ни денег, ни сил? Очень сомнительно.

Многие кандидаты строили свою кампания путем личных контактов с избирателями. Один из них истоптал почти всю «пятерку» и большую часть Ленинского района, заглянул во множество дворов и подъездов. Обещал златые горы, игровые площадки во дворах и прочую материальную помощь. У жителей Ленинского района в глазах пестрело от обилия его огромных портретов. Люди, польщенные столь пристальным вниманием к своим нуждам и болячкам, с готовностью рассказывали о своих бытовых проблемах: где течет крыша, где засорилась канализация, где надо отремонтировать проезд.

Кандидат все с сочувствием выслушивал, записывал, обещал помочь. А избирателям, поверявшим ему свои заботы, было невдомек, что выбирают они вовсе не начальника ЖЭКа, а депутата областного парламента, прямая обязанность которого — не устранять бытовые неудобства и не благоустраивать дворы, а разрабатывать и принимать законы, которые делали бы жизнь области лучше. Зато с каким облегчением вздохнул этот самый кандидат, когда предвыборная канитель закончилась для него благополучно и теперь в облдуме он целых пять лет может отдыхать от набивших оскомину подвалов.

Жители сельской глухомани, думается, были ошарашены наплывом претендентов, пожелавших стать выразителями их дум и чаяний. Бесхитростные селяне, большинство которых преклонного возраста пенсионеры, привыкли верить, что наверху виднее. Некоторые старенькие бабули и дедули не могли взять в толк, что им предстоит выбирать нового президента, а не полюбившегося за столько лет Владимира Владимировича Путина. Доходило до анекдотичного. Рассказывали, как в одном из северных районов области у бабушки поинтересовались, за кого она будет голосовать 2 марта. «За Путина, милые», — ответила наивная старушка. «Да ведь Путин уже не выбирается», — попытались провести с ней политический ликбез. — «Как же не выбирается, к нам и уполномоченный от него из Москвы приезжал, Смирнов его фамилия».

ПРОДЕЛКИ КОНКУРЕНТОВ

Но это все цветочки. На ягодки-политтехнологии тратились огромные деньги, и отличались они разнообразием и изощренной фантазией. Самое простое и примитивное — мелко напакостить сопернику. К примеру, повытаскивать из почтовых ящиков листовки и агитки конкурента. Человек, который этим сам занимался, рассказывал, что за одну изъятую листовку противника платили по 5 рублей. Молодые ребята и пенсионеры, сумевшие напроситься в агитаторы к тому или иному кандидату, а нередко и сразу к двум-трем, могли за свои услуги в неделю, а то и в день получить столько, сколько среднестатистический работник заработает за месяц.

Другая пакость из разряда покрупней. Во Фрунзенском районе в ночь перед голосованием кто-то заклеил домофоны плакатами Александра Кузнецова, баллотировавшегося в областную думу. Плакаты были приляпаны намертво и никак не отдирались. Этой же ночью в два-три часа некоторым жителям звонили по телефону и убедительно просили проголосовать все за того же Александра Кузнецова. Надо ли говорить, что после таких шалостей народный гнев обратился против Кузнецова, которому в итоге не хватило голосов для победы.

ПОДСАДНЫЕ УТКИ

Подставной кандидат уже давно перестал быть ноу-хау. Людям незнающим невдомек, почему вдруг в областную думу баллотируются явно непроходные фигуры, те, кто и близко у политики не стоял. Функция такого человека — оттянуть голоса избирателей на себя и вдобавок очернить неугодного кандидата в глазах людей. В 11-м округе во Фрунзенском районе было зарегистрировано сразу два Александра Кузнецова, причем оба возглавляли организацию с одинаковым названием. Рядовым обывателям было нелегко разобраться, кто есть кто из тезок Кузнецовых.

В этом же избирательном округе в списке кандидатов в депутаты облдумы был и некто

В. Маширычев, 50-летний водитель-экспедитор, который политикой отродясь не интересовался. По задумкам политтехнологов, Маширычеву была отведена роль «сливного бачка» — человека, с помощью которого сливают компромат на соперника. Кандидат в депутаты, имеющий такую «подсадную утку», может очернить своего оппонента, а сам остаться в стороне, будучи напрямую непричастным ко всей распространяемой чернухе. Водитель Маширычев даже издавал свою газету «Народный депутат», где публиковались тексты против Сергея Замораева. Когда студенты-распространители данного издания были задержаны, выяснилось, что деньги за работу они получали в штабе Александра Кузнецова. Правда, соперники Кузнецова не остались в стороне: руководителю кузнецовского штаба прокололи покрышки автомобиля и угрожали физической расправой. В общем, дел у правоохранительных органов в результате кандидатской возни было хоть отбавляй.

Происходили подобные случаи и в Заволжском районе, где в уличных кулачных боях сталкивались ребята из штабов двух основных противников — Блатова и Круглова. В этом избирательном округе был некий кандидат В. Платов, очень созвучный В. Блатову. Простой работяга-слесарь А. Серов тоже вдруг решил податься в депутаты, но занимался в основном тем, что со страниц печатного издания рассказывал простому народу о пикантных, по большей части выдуманных подробностях частной жизни Блатова.

В Ленинском районе, решив тряхнуть стариной, напомнила о себе Евгения Тишковская. Эту бывшую народную избранницу ярославцы уже успели подзабыть, реанимировать ее политическую карьеру не удалось. Зато она охотно распространяла сведения, компрометирующие Александра Цветкова.

Одним из самых активных технических кандидатов стал некто Мухтаров, баллотировавшийся в Ростовском районе. Неважно, что к Ростову и Ростовскому району он, житель Ярославля, не имел ровным счетом никакого отношения. Да ему это было и не нужно. Задача технического кандидата состоит не в том, чтобы привлечь на свою сторону избирателей. Цель — не допустить победы неугодного человека, в данном случае Владимира Гончарова. Поэтому и газета «Глас народа» не столько рассказывала, какой хороший Мухтаров, сколько оповещала о том, какой плохой Гончаров. Кстати, в Ростове избирательная кампания была одной из самых нервных и напряженных. Для борьбы с Гончаровым политтехнологами использовались все мыслимые и немыслимые способы — от инициирования судебных тяжб до привлечения на помощь казаков, которые внезапно появились в тихом и провинциальном Ростове.

УСТУПАЮ — ДОСТОЙНОМУ

Некоторые образцы этих фальшивых агиток были очень интересны. Их явно смастерили люди изощренно-хитроумные. Вот, например, заголовок одной из листовок: «Илья Валентинович Круглов: Уступаю — достойному». Далее Круглов сообщает жителям Заволжского района, что деятельность его основного конкурента Блатова приносит куда больше пользы. Поэтому, проявив невиданное благородство, Круглов призвал голосовать за конкурента, пообещал снять свою кандидатуру и отдать голос за Блатова. Правда, жители района в столь пламенный призыв Круглова не поверили, и победа досталась ему.

Поистине шедевральный характер носит открытое письмо избирателям за подписью главврача госпиталя ветеранов войны Владимира Герасимова. Агитка была сделана так ловко, что оказалась направлена сразу против двух зайцев, конкурентов по 8-му избирательному округу — самого Герасимова и Петра Губочкина. «На этих выборах в нашем округе появился человек, который своим воспаленным сознанием рискует заразить тысячи людей. Это бездельник, шарлатан и форменный жулик, обманом попавший в состав областной думы, Петр Губочкин. Скажу честно, пользы от Губочкина в думе как от козла молока. Полусумасшедший паяц. Думское посмешище! Сектант! Ведь над ним все депутаты четыре года потешались», — старательно раскрывал избирателям глаза Герасимов. При этом уважаемый врач пускался в откровения: «Мне 62 года. Я 40 лет работал и терпел старушечьи испражнения и вонь из старых беззубых ртов, рассказывающих о своих болячках. А ты должен хранить лицо, улыбаться, делать вид, что тебе не все равно! Неужели я не заслужил спокойной старости!?» На листовке было мелким шрифтом указано, что материал оплачен из избирательного фонда В. Герасимова.

Кто-то поверил столь наглой провокации. В редакцию пришло письмо, где читательница совершенно искренне спрашивает, как можно таких людей, как В. Герасимов, допускать в думу и доверять им решение людских проблем, если он, врач по профессии, так ненавидит свою работу. А Герасимов сидит в думе.

ПОСЛЕ ДРАКИ КУЛАКАМИ НЕ МАШУТ

Самым же подлым методом стали чернушные газеты, этакое ловко и бойко состряпанное мочилово. Распространялись они накануне выборов, в самый последний день или в ночь, за сутки до голосования. Изъять их тираж полностью было уже нереально, опровергнуть клевету и вымыслы, которые там содержались, тоже. Газета с громким названием «Оборотень под аграрным флагом» на мелованной бумаге тиражом 50 тысяч экземпляров обошлась кому-то в копеечку. Но игра стоила свеч. Содержимое газеты было направлено против уже бывшего вице-спикера облдумы Валерия Шамина. Распространялась она по Некрасовскому и Гаврилов-Ямскому районам, где баллотировался Шамин, как раз в пятницу, за день до выборов. В выходных данных было указано, что отпечатана газета в Костромской типографии. Хотя сама типография сей факт впоследствии отрицала. Шамин обратился в прокуратуру, но, даже если и найдут заказчиков или исполнителей, во что верится с трудом, время уже безнадежно упущено. Вряд ли надо обладать даром провидца, чтобы сообразить, кому было выгодно опорочить Шамина в глазах избирателей. Зато сейчас в думе нет практически никого, кто мог бы защищать интересы села. Разве что более удачливый конкурент Шамина и по совместительству самый крупный сейчас землевладелец в облдуме.

Такое же оружие было позже применено и против главы Некрасовского района Александра Чудайкина. За сутки до голосования ночью жителям района было подброшено сразу два варианта чернушных газет, одна из которых якобы спецвыпуск некрасовских «Районных будней», где популярно и красочно описывалось, кому же на Руси жить хорошо. В настоящее время этими изданиями сомнительного толка занимаются правоохранительные органы, но свою лепту в провал Чудайкина на выборах они внесли. Хотя опять же не нужно гадать на кофейной гуще, чтобы понять, чьи уши торчат за всей этой писаниной.

Получается, что как нет приема против лома, так и бороться с черными технологиями все равно что сражаться с ветряными мельницами. По крайней мере, до тех пор, пока все это будет твориться совершенно спокойно и безнаказанно.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page