Первая миллионерша района

На днях редакция нашей газеты получила письмо из Болтинской средней школы. Светлана Львовна Харитонская, наша многолетняя подписчица, учитель истории, пишет: «Все чаще на страницах «Золотого кольца» появляются статьи о ярославских школах, учителях-новаторах, поэтому мне захотелось рассказать о нашей удивительной школе, замечательных и талантливых учениках и учителях…»

— Пишут, что в школах одни проблемы, — уже в кабинете директора поделилась Светлана Львовна. — Я хотела показать, что не все так плохо в нашем образовании после внедрения в жизнь национального проекта «Образование».Сегодня Болтинская школа — это не только современное, красивое, уютное здание. Это богатая история, берущая свое начало в 1876 году, когда было организовано Балобановское начальное народное училище для детей крестьянского сословия. Это люди: 188 учеников, 36 педагогов, большая часть которых — выпускники школы.

Но самое главное — идея, которую заложили педагоги в основу воспитания каждого сельского ребенка. Каким должен быть выпускник сельской школы? В первую очередь конкурентоспособным на современном рынке труда. Что для этого делает сельская школа? Об этом у нас и зашел разговор с ее директором Ириной Владимировной Рыбаковой.

Программу «Мы — славяне» коллектив педагогов стал разрабатывать с 2002 года. А начали со своих корней — с собирания истории родной школы.

— Многие дети, проживая сегодня в сельской местности, не знают, что такое ухват, никогда не видели русской печки, — продолжает наш разговор Ирина Владимировна. — Поэтому было принято решение создать кроме школьного музея музей «Русская изба». Бросили клич детям, родителям и педагогам. Гордость — огромная ступа, выдолбленная из цельного дерева, подарила которую жительница деревни Демино Рыбинского района Валентина Павловна Ефимова, а ей этот предмет домашнего обихода достался от матери. В углу стоит «блендер XIX века» — картофелемялка, привезенная из Брейтовского района. А вот самовар, который напоит чаем не один десяток человек.

Поскольку Болтинская школа стоит на берегу, как пишет Светлана Львовна, знаменитого Рыбинского водохранилища, у Лидии Александровны Бульдиной, тогдашнего директора, родилась идея создания музея Мологи.

В 2004 году школьный музей в Болтине был паспортизирован, что большая редкость, особенно в сельской школе. А этому предшествовала огромная кропотливая работа всех — и детей, и педагогов. И сегодня Ирина Владимировна не без гордости показывает мне это красочное свидетельство Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения.

Но музей, а особенно школьный, будет иметь ценность только тогда, когда он востребован у посетителей. Принять гостей тоже нужно уметь. После заключения договора с туристическим агентством «Каравелла» воспитанники Болтинской школы принимали в стенах своего музея таких же детей из поселка Борок Некоузского района, Череповца, из Переславского клуба юных моряков. А совсем недавно у них побывали даже гости из Израиля, которые посидели в русской избе, совершили путешествие в Мологский край, узнали, что такое русские забавы.

— Детям, да и взрослым, интереснее в музее, когда они сами вовлечены в это действо, — замечает в нашем разговоре Ирина Владимировна.

Собирательство старинных вещей, конечно, хорошее дело. Но в Болтинской школе пошли дальше. Решили, что нужно возрождать народные традиции. В кружках под общим названием «Русский стиль» дети умеют делать все: шьют обрядовые костюмы, занимаются лоскутным шитьем, флористикой, резьбой по дереву, работают с бросовым материалом, бисером, соленым тестом. Для ребят очень важно, чтобы эти работы видели не только сверстники и родители, но и весь мир. Поэтому они участвуют в конкурсах и выставках всех рангов. Два года назад Марина Владимировна Арефьева подготовила Элину Арефьеву, ставшую победительницей всероссийской выставки «Юннат-2006» в номинации «Флористика».

Русский человек не может жить без музыки — не один год в школе действует ансамбль русских народных инструментов.

— К слову, — замечает Ирина Владимировна, — игра на народных инструментах прекрасно развивает у детей чувство ритма, что в свою очередь помогает добиваться лучших результатов в русском языке.

Не забыли и будущих защитников Отечества. В кружке «Я — допризывник» мальчишки осваивают военно-прикладные виды спорта, учатся стрелять, владеть автоматом. Правда, в прошлом году потянулись сюда и девочки. И вот результат — 11-классница Роксана Гоибова решила поступать в военное училище.

Есть в школе еще одно направление — исследовательская деятельность по краеведению. С 2003 года действует школьное научное общество. Дети занимаются краеведением в большинстве школ Рыбинска и Рыбинского района, но Болтинская пошла по своему, особенному пути. Участники этого общества могут писать работы по разным предметам — биологии, литературе, географии, но краеведческий аспект в них обязателен.

Педагоги в школе решили, что детей нужно воспитывать на примере прошлых поколений. Уже на протяжении многих лет ни у кого не возникает вопроса, зачем присматривать за могилой Геннадия Александровича Троицкого, Героя Советского Союза, совершившего в годы Великой Отечественной войны подвиг и похороненного около Болтинской церкви. Или навещать Антонину Ивановну Симбиреву, родившуюся в XIX веке, еще при царе-батюшке, видевшую все события XX века. Или принимать участие в акции, которую школа проводит на протяжении многих лет, — «Солдатское письмо». Каждый класс на Новый год и 23 февраля поздравляет всех выпускников родной школы, находящихся на срочной службе в армии. Приходят обратные письма — удивляются не только солдатики, но и видавшие виды командиры: срочников поздравляют целым классом.

Слушая Ирину Владимировну, невольно спросила ее:

— Пригодится ли изучение прошлого своего края, страны, обрядов детям в дальнейшей жизни?

Она задает мне встречный вопрос и сама же на него отвечает:

— Что вы подразумеваете под понятием «современный образованный человек»? Он в первую очередь должен быть конкурентоспособным на рынке труда, уметь подать себя. Ведь работодатель выбирает не только грамотного специалиста, но и человека. Мы детей учим преподнести себя, не бояться общества, сверстников, в конце концов, не пойти ни у кого на поводу, за стадом. Каждый человек уникален. Об этом мы постоянно говорим каждому ребенку. Самое главное — выискать в маленьком человеке свою изюминку: кто-то может творить чудеса руками, кто-то головой, для кого-то смыслом жизни станет музыка.

К 2006 году наработок было много. Поэтому всей школой приняли решение участвовать в конкурсе на получение президентского гранта в размере 1 миллиона рублей, который проводился в рамках национального проекта «Образование».

«Мы активно включились в этот конкурс, — пишет в своем письме Светлана Львовна, — в нем участвовало 52 школы области, и победили. Стали первой школой-миллионершей в Рыбинском районе, где более двадцати школ! Ученики, учителя, родители были уверены в нашей победе, ведь нам есть чем гордиться, что показать и поделиться опытом». Полученные деньги пошли на оборудование кабинетов, приобретение различных мультимедийных средств. Осталась еще одна проблема — приобрести школьный автобус, ведь сельским детям не только по книгам хочется открывать большой и прекрасный мир знаний.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page