Вот встанет этот богатырь

В минувший четверг в Ярославле прошла досрочная отчетно-выборная конференция областной журналистской организации. Экстренный сбор профессиональных работников пера предвещал скандальное развитие событий. На форуме предполагалось объявить о полном роспуске организации.

В настоящее время по всей России, а особенно за ее пределами, много говорят о запланированном удушении журналистов со стороны властей. В такой обстановке протестный самороспуск лег бы на вполне благодатную, подготовленную почву. Нет сомнений, случись такое в Ярославле, к нам приехали бы бригады СМИ, в том числе и телевизионные, со всего света. На самой же областной экстренной конференции представителей местных телеканалов не было вовсе. Почему? Потеряли чутье на сенсации или слишком сильно заискивают перед властями, которые данной выходкой остались бы явно недовольны?

На конференции, для которой символично место нашлось лишь в Знаменской башне, делегаты первым делом выбрали посланников на 8-й съезд Союза журналистов России. После самороспуска такой шаг становился бы невозможным. Забавно! Ярославские делегаты представляли бы в этом случае несуществующую организацию. Нонсенс.

А дальше начались бурные дебаты. Властям припомнили все. В том числе отобранный в начале девяностых Дом печати. Если бы это здание сейчас находилось на балансе областной журналистской организации, то регулярно приносило бы денежки за аренду, их вполне хватало бы на безбедное существование союза. Такие прецеденты по России есть. Имеются даже освобожденные работники, которые за свой труд получают зарплату. Наш председатель правления Союза журналистов Александр Разумов вот уже много лет энергично работает бесплатно. Семь долгих лет Александр Петрович вел переписку с властями, пытаясь добиться от них понимания. Эти официальные письма опубликованы в брошюрке, которая была роздана делегатам конференции. Да, представители власти выглядят в ней…

А зачем вообще нужна областная журналистская организация? Она просто необходима области. Убежденное в этом подавляющее большинство делегатов отвергли акт самосожжения, но решили вернуться к этому вопросу через 2 — 3 месяца.

В потенциале областная журналистская организация — очень влиятельный орган. Другое дело, что он, как Илья Муромец, до сих пор лежит на печи. Вот встанет этот богатырь в полный рост, и никому мало не покажется. Нет, областная организация под руководством Разумова в целом довольно плодотворно до сих пор работала, несмотря на не очень хорошее отношение к себе властей. Однако многие рычаги у Союза журналистов до сих пор оставались незадействованными. Например, некоторые члены правления работали вяло. Подавляющее большинство проблемных вопросов ложилось исключительно на плечи председателя. Александру Петровичу приходилось маневрировать, что-то делать в пику, а не в соответствии со здравым смыслом.

В советские времена у журналистов были сильно развиты чувство локтя, солидарность, взаимовыручка. Сейчас эти качества сильно притуплены, но они есть. Консолидированную журналистскую мощь в настоящее время грешно не использовать. Напрашивается создание в рамках союза не только правления, но и что-то вроде политсовета. Этот совещательный, возможно, даже теневой орган, состоящий из главных редакторов и других влиятельных журналистов, не размениваясь на мелочи, работал бы по стратегическим направлениям. На них бы и проявилась легендарная журналистская солидарность. При таком раскладе у Разумова с властями была бы совсем другая переписка, а скорее всего, ее не было бы вовсе, необходимость что-то клянчить исчезла бы. В этом случае, нет сомнения, в союз не принимали бы людей, являющихся во многих кабинетах персонами нон грата, другие решения были бы более объективными.

Еще один актуальный вопрос обсуждался на конференции — кодекс чести журналиста. Подобная вещь в свое время существовала даже у пиратов, а в наше время ее подзабыли очень многие работники пера. Во время прошедшей предвыборной кампании они рьяно поддерживали кандидатов с подмоченной репутацией. Мерзкие листовки, фальшивые газеты… К их созданию приложили руки и журналисты. К сожалению. Между тем ситуация здесь могла бы быть иной, работай кодекс журналиста по-настоящему. И этот вопрос союз готов взять на себя. Тут тоже нет заинтересованности властей?..

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page