Неверковская сторона

Неверковская сторона и в прошлые времена считалась лесной глухоманью: дальняя окраина Угличского уезда, до Углича не один день добирались на лошадях или через Большое Село в Рыбинск.

Ныне из Неверкова дорог нет, здесь конечная остановка: из Борисоглебского — райцентра, откуда ходит рейсовый автобус, более 30 километров, да отвороты по 2 — 7 километров к деревням, куда асфальт не проложен, да и транспорт порой не всякий пройдет, но где живут еще люди.

По карте посмотришь — кругом леса. В них таятся речки и ручьи — истоки Яксуры, Локсимерки — притоков Могзы, лесные озера, ягодные болота. Неверковская сторона считалась в старину разбойничьим краем, люди жили здесь обособленно от прочего обжитого мира. От ближних деревень Вощажниковской и Раменской сторон с их полевыми просторами отделяет широкая полоса леса в 7 — 10, а где и больше километров. И ныне нередко можно видеть, как переходят автодорогу перед мчащимся автобусом лоси. А каково было прежде ехать дремучими лесами с лошадью и телегой? Занимались люди здесь лесозаготовками — до революции были купеческие лесозаводы, в 1920-х годах образовался государственный лесопункт, но еще прежде были эти места крестьянскими, на небогатых лесных землях выращивали люди хлеб, картофель, лен. Из леса дорога идет через деревни Клинцево, Деревеньки, вокруг заброшенные поля — земли бывшего колхоза «Колос»; поднимается сельской улицей на гору, где на самом высоком месте стоит закрытая церковь, а рядом — советского образца строения: обветшавшее, некогда помпезное здание ДК, продуктовый магазин. На этой горе исторический центр села Неверкова при Яксуре, ныне значительно видоизмененный. Старые деревья, высящиеся за громоздкими, закрывающими обзор ДК, сохранились со времен бывшей помещичьей усадьбы бар Смеловских, владельцев Неверкова и округи. Последним неверковским помещиком был приехавший из Углича после смерти Смеловских в 1909 году земский начальник Видюков П. И., полковник инженерных войск. На окраине села, впоследствии названной Видюково, им была выстроена новая усадьба с двумя домами и хозяйственными постройками, с фруктовым садом, дорога и усадьба были обсажены соснами, елями, липами, а в ближнем лесу устроен парк — березовая роща, в которой разводили дикую землянику. Собирать ягоды и грибы в барском лесу крестьянам запрещалось, за ослушание сажали в арестантскую. Хозяйство барина держалось на труде крестьян, батраков и работников, нанимающихся к барину или отрабатывающих в поместье трудовую повинность за взятое зимой в долг зерно и сено. Барский дом Смеловских в Неверкове не сохранился, а в Видюковской усадьбе, после того как хозяин был в 1926 году выслан в Сибирь, долгое время размещалась школа, прочие постройки перешли к колхозу и использовались им.

Не так давно, лет тридцать назад, сохранялись еще в Неверкове многие старинные постройки: бывшее волостное правление, купеческие дома-особняки и магазины, большие, нарядно украшенные дома богатых сельчан. А вот почта неверковская до сих пор размещается в здании бывшей так называемой казенки. Такие блага цивилизованного мира, как почтовое отделение, школа, больница, появились в селе в

1900-х годах. Об этом рассказывают страницы «Истории села Неверкова», записанной местным жителем Александром Васильевичем Кузнецовым. «Почтового отделения в селе не было. Письма привозили в волостное правление, а выдавал их писарь. Почта в Неверкове организовалась в 1912 году. С началом первой мировой войны казенки и пивные были закрыты, вот в бывшее помещение казенки и переехала почта. В этом здании она находится и сейчас. Телефона в то время в Неверкове не было, чтобы послать телеграмму, нужно было идти за 18 километров в село Вощажниково. Телефон провели в 1935 году. Почту возили на лошадях два раза в неделю».

«Первая школа находилась при волостном правлении и занимала всю правую сторону здания. Организована она была в 1900 году. Потом напротив больницы построили новую земскую школу, дети в ней начали заниматься в 1902 году… В 1905 году я учился в этой школе, нас было 90 человек, и всех учила одна учительница, которая жила в этом же здании. Уроки Закона Божиего проводил священник Братановский. Приходил он два раза в неделю, был очень строг, часто пускал в ход линейку…»

О больнице и ее врачах рассказ особый, и имеет смысл привести его почти без сокращений. «Земская больница в селе Неверкове была построена в 1900 году в барском саду, а до того ездили лечиться в село Вощажниково. В этом же году построили барак для больных, общежитие для медперсонала, дом для врача, амбулаторию. В больницу приехал работать старик врач Рунов. В 1902 году он купил себе усадьбу в деревне Холманы и уехал туда жить. В Неверково прислали врача из Ярославля Плетневу Раису Викторовну. Это была маленькая, худенькая женщина, волосы подстрижены «под кружок». За работу она взялась энергично. Сколько в ней было вежливости, аккуратности, а главное — любви и заботы о людях! Весть о новом враче быстро разнеслась по всей округе, и ехали больные к ней из разных мест за 20 — 30 километров. Рабочий день Раисы Викторовны заканчивался тогда, когда был принят последний больной. В 1915 году она начала хлопотать перед уездным земством о расширении больницы, а в следующем году уже начали строить большое одноэтажное здание. В 1917 году закончили, но не произвели отделочных работ. В то время люди болели сыпным тифом и «испанкой». Врач Плетнева лечила всех одинаково — и богатых, и бедных, а вот Рунов делал не так: для богатого — все, а бедным… Не отказывался он и от взяток, ему хоть корову веди — не откажется. Раиса Викторовна умерла в 1922 году. Скосил ее тиф в возрасте 41 года, схоронили около церкви. На похороны собралась почти вся округа, пожалуй, за всю жизнь не собиралось в нашем селе столько народу. Приехали даже из Ростова те, кого она лечила. Все свои личные вещи еще при жизни Раиса Викторовна отказала своей домработнице Маше, а сестре досталась только одна серебряная ложечка… Могила ее разрушена, как и все кладбище за церковной оградой, но память о враче Плетневой осталась большая и светлая». В кирпичном здании больницы ныне размещается Неверковская девятиклассная школа.

На Неверковской горе испытываешь необыкновенное, возвышенное состояние души. Здешняя церковь именовалась Духовской. Двухэтажная, с одним куполом и колокольней. В верхнем этаже ее, куда вела лестница, был летний храм с престолом во имя Сошествия Святого Духа. Двух-этажные храмы — редкость для здешних сел. Верхний храм был отстроен в Неверкове в 1802 году, нижний, теплый, с престолом во имя Святителя Николая Чудо-творца освящен еще в 1797 году. Предполагается, что построена церковь местным помещиком. По архивным сведениям, в 1861 году Неверково было отнюдь не большим селом с барской усадьбой, лишь о пяти домах с населением 74 жителя обоего пола. Гораздо более многочисленным было население прочих приходских деревень: в Камешкове и Тарасове было более 30 и 40 домов, в последнем в начале ХХ века была своя церковно-приходская школа, а в Камешкове издавна старинная деревянная церковь — храм во имя Соловецких Чудотворцев. В 1809 году церковь эта за ветхостью была приписана к неверковской, куда перешли и прихожане, в 1929 году окончательно упразднена, а церковная утварь перенесена в Неверково. Позже оставалась на месте церкви в Камешкове часовня. В Неверкове в 1882 году тоже была построена часовня на деревенском кладбище. Кладбищ в селе, по упоминанию в «Истории…» Александра Кузнецова, было два. У церкви за оградой хоронили церковно-священнослужителей и членов их семей, учителей, врачей, людей знатных, а после — и богатых, уплативших за место 100 рублей. Для бедняков было другое кладбище — среди поля, за деревянной изгородью, с кирпичной часовней посередине, где поп служил панихиду по умершим. Всего на 1908 год приход неверковской церкви составляли девять селений, в общей сложности около 130 домов и населением до тысячи человек. Расцвет и подъем Неверкова пришелся, видимо, на начало ХХ века, время, когда стало оно волостным селом, богатым, торговым, были здесь лавки и купеческие магазины, лесопильный завод, пивная, казенка, чайная, трактир, по четвергам — большой базар, известный торговлей льном, шерстью, валенками, крестьяне торговали зерном и кустарными изделиями.

По описаниям неверковская церковь имела святыни: два крестика и малый ковчежец с частицами святых мощей, вложенный в большой серебряный ковчег. Святыни были приложены в дар помещиком Шубиным, в род которого перешли по дару от Арсения, архиепископа Ростовского. Стены и купол церкви были окрашены в голубой цвет, кресты золоченые, рядом росли липы, были беседка и скамеечки. В летнем храме размещались на потолке и стенах красивые яркие фрески, иконостас двухъ-ярусный с живописными иконами, многогранный барабан купола имел в оконных проемах витражи. Церковь закрыли в начале

1930-х годов. Священник Братановский умер в 1928 году. После него два года прослужил последний священник Белосельский, после закрытия храма он уехал, и судьба его неизвестна. Сыновья Братановского были учителями. Дети псаломщика Благовещенского, у него была большая семья — шесть сыновей и две дочери, пели в неверковской церкви на клиросе. По рассказам старожилов, «так хорошо, что душа замирала». Всех их разбросала жизнь в годы революции и гражданской войны.

После закрытия в течение 20 лет растаскивали церковное убранство, затем церковь служила сельским клубом, позднее, в конце

1970-х годов, — колхозным складом. Время, когда церковь была клубом, на памяти многих неверковцев: будучи комсомольцами, пели и плясали многие на этой сцене. Курьезный случай рассказан бывшим председателем колхоза Юрием Мариковым: он повесил над входом в клуб большой портрет Ленина, шефы колхоза — Ярославский моторный завод — специально сделали для портрета добротную раму. Увидел это представитель райкома партии: «Что ты наделал, тебя ведь с работы снимут — Ленина на церковь повесил!» На что председатель ответил: «Это не церковь, а дом культуры». Слова эти подействовали: председателя не сняли и портрет оставили на церкви. Неверковский колхоз был образцово-показательным, пережило село времена социалистического строительства — претворения в жизнь лозунгов сближения города и деревни. Наследия последнего, почти вся социальная инфраструктура, как и сам колхоз, оказались разрушены в печальные 1990-е. Едва теплится ныне жизнь и в неприглядном, помпезном некогда здании ДК.

В настоящее время в Неверковской стороне можно насчитать 15 деревень, включая те селения, где живы хотя бы 1 — 2 дома, часто отрезанные от мира бездорожьем, туда не ходит транспорт, а жителям не выбраться в район и даже в больницу в Вощажниково. Доезжая до последних населенных пунктов, машина автолавки, бывающая здесь два раз в неделю, а то и реже, случается, распродав все по пути, привозит лишь по одной буханке хлеба…

Интересно, что до революции в этих затерянных среди лесов селениях было много церквей. Из четырех храмов Неверковской стороны кроме Духовской церкви в Неверкове уцелела еще церковь в давно заросшем лесом селе Андрейцеве, оставленном последними жителями в начале

1970-х годов. Повсюду стояли часовни — на деревенских кладбищах, у родников, давно разрушенные, разобранные на кирпичи. В Никульском около родничка была часовня, дорожка к родничку выстлана белыми камешками. В часовне была икона. Вода в роднике была светлая. Хоронили около часовни. А на горе между Никульским и Андрейцевом стояла церковь…

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page