Блаженны плачущие

Директора восьми муниципальных общеобразовательных учреждений Рыбинска рискуют нарваться на штрафы в размере 50 тысяч рублей за нарушение федерального законодательства.

Наталья Владимировна Горина, директор МОУ «Гимназия N 18», в разговоре со мной была крайне осторожна. Она не отрицала, но и не подтверждала, что ей и еще нескольким директорам грозят штрафы за нарушение федерального закона N 94 от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд». В соответствии с этим законом муниципальные общеобразовательные учреждения обязаны ежегодно проводить открытые конкурсы с целью заключения договоров с организациями-поставщиками горячего питания для отдельных категорий учащихся — детей из малообеспеченных и многодетных семей, которые питаются за счет муниципального бюджета.

В принципе выбирать особо не приходится — это школьная базовая столовая. Она и при советской власти обеспечивала рыбинские школы горячим питанием. Другое дело, что третий год это делается на договорной основе. В прошлом и в позапрошлом году договоры были заключены без сучка без задоринки. А вот нынче антимонопольщики к договорам придрались, узрев, что они оформлены с нарушением федерального законодательства. Не ручаюсь за точность, поскольку официально мне этого никто не подтвердил, но нарушение заключалось в том, что в договоры были дополнительно включены пункты, предусматривающие независимую экспертизу качества продукции и маркировку тары, в которой в общеобразовательные учреждения доставляется пища. К примеру, если значится на бачке номер гимназии 18, то именно туда, а не в другую школу должен поступать этот бачок с питанием для бюджетных школяров. Таким образом, руководители этих школ перестраховались на случай вспышки ротовирусной инфекции или, упаси Бог, сальмонеллеза или дизентерии.

Но специалисты контрольно-ревизионного управления городской администрации, призванные следить за расходованием бюджетных средств, эту инициативу не одобрили. И дали знать о партизанщине в областное управление ФАС. А уж там директоров по головке не погладили.

Директор департамента образования администрации Рыбинска Елена Быстрова узнала о случившемся, когда к ней обратилась группа взволнованных директоров. Пришли, едва не плачут — помогите.

Ну, а куда еще им обращаться за помощью? Но, как мне пояснила Елена Викторовна, в данной ситуации департамент образования не должен был вмешиваться. Все школы — это юридические лица. А согласно ФЗ-94 каждое юридическое лицо обязано самостоятельно проводить конкурсы для определения поставщика товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд. Помощь же департамента заключалась в том, что ее заместитель Сергей Торицын, ведающий хозяйственными вопросами, организовывал для руководителей учреждений образования курсы, где им разъясняли суть данного закона и объясняли, как правильно заключать договоры и проводить котировки.

Но суха теория, мой друг. На практике же вот что получается. Всего в Рыбинске 112 муниципальных образовательных учреждений, в том числе 40 школ и 60 детских садов. Чтобы заключить договор и провести котировки на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, там необходимо создать комиссию в составе не менее пяти человек. Таким образом, вынуждены заниматься несвойственной им деятельностью 560 человек. Педагоги — специалисты по части учебно-воспитательного процесса, но дилетанты в отраслях строительства, ремонтных работ, организации торгово-закупочной деятельности. Между тем ФЗ-94 заставляет их быть менеджерами и обладать юридическими и экономическими знаниями. Этот закон, над которым наверняка трудились юристы вкупе с экономистами, можно сравнить с блином, который получился комом: он был принят в июле 2005 года и уже трижды — в декабре 2005 года, в июле 2006 года, в июле 2007 года — в него вносились поправки.

Но кому от этого стало лучше? По этому закону важным моментом при заключении договора на размещение заказа на муниципальные нужды является минимальная цена товара или услуги. Кто предложит меньшую цену, с тем поставщиком и обязана заключить договор школа или детсад. Например, гимназии N 18 одна фирма предложила школьные столы за 60 тысяч рублей, другая — за 45 тысяч рублей. Наталья Горина, руководствуясь буквой закона, заключила договор с поставщиком, предложившим меньшую цену. Вскоре возникли проблемы с новыми столами, где обнаружилась масса дефектов. Недаром англичане по этому поводу говорят: я не такой богатый, чтобы покупать дешевые вещи.

Елена Быстрова по этому вопросу придерживается следующей точки зрения:

— Исполняющий обязанности главы администрации города Рыбинска Владимир Юрьевич Хмелев с пониманием отнесся к нашему предложению о создании при администрации города уполномоченного органа, который будет осуществлять функции по размещению заказа для муниципальных заказчиков. В мае на базе отдела муниципального заказа городской администрации предусмотрено создание такого уполномоченного органа.

Вот так у нас всегда: пока не грянет гром, мужик не перекрестится. Давно нужно было создать в структуре городской администрации уполномоченный орган по заключению муниципального заказа на обеспечение школ и дошкольных учреждений различными услугами и продукцией, а не дожидаться скандала. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. А как же со штрафами? Скорее всего, выйдет так, как сказано в Библии: блаженны плачущие, ибо они утешатся. В антимонопольной службе разумные люди работают, имеют понятие о зарплате педагогов. Даже для бизнесмена отдать 50 тысяч рублей накладно, а для директора-бюджетника и подавно.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page