Баня, веник, чай зеленый

Звание «Лучший банщик России» Валентину Илюхину, врачу-методисту по лечебной физкультуре Центра медицинской реабилитации «Большие Соли», присвоило жюри первого Всероссийского конкурса банщиков, организованного Гильдией специалистов СПА-индустрии и проходившего в суздальском комплексе «Горячие ключи», славящемся знаменитыми Ключевскими банями.

Посмотреть на чудо-мастера, специалиста веника и пара, мы отправились в поселок Некрасовское, где и располагается не менее знаменитый центр «Большие Соли», который вот уже три года успешно внедряет в практику идеологию СПА — лечение водой.

По технической оснащенности у Александра Барбакадзе, главного врача центра и главного идеолога восстановительного лечения, СПА-отель один из лучших в России, а профессионализму специалистов может позавидовать не одна зарубежная здравница. Так, массажист центра Светлана Малютина третий год уже носит титул «Золотые руки России», специалист по косметологии Светлана Кислова — лауреат премии правительства Москвы. Теперь вот Валентин Илюхин получил очередное звание. Не иначе как в этом местечке, на высоком берегу рыбоплодной Солоницы, Боженька переночевал, если такие таланты рождает заповедная некрасовская земля!

Валентин Илюхин встретил нас радушно и сразу провел в уютную русскую баню, появившуюся в СПА-отеле четыре месяца назад. Здесь все располагало к отдыху и блаженству. Пахло деревом, березовыми дровами, распаренным дубовым веником, травяными чаями и еще чем-то томящим, обволакивающим негой.

Пока пармейстеры, так с чьей-то легкой руки окрестили здесь банщиков, нагнетали жару в парную, Петрович подробно рассказывал нам о прошедшем в Суздале конкурсе. Заодно мы узнали, что Валентин Илюхин чуть ли не родоначальник СПА-лечения, а банные процедуры как врач, как методист, в конце концов, как спортсмен опробовал еще в турецкой бане, которая давно используется в восстановительном лечении в «Больших Солях».

Валентин Илюхин пришел работать в Центр медицинской реабилитации в 1992 году, много лет отработав в Некрасовской средней школе учителем физкультуры. А банное дело, как он говорит, само собой пришло. Когда у Александра Барбакадзе родилась идея открыть СПА-центр, поехал учиться в Москву в международную школу СПА. Так что все не с бухты-барахты, не доморощенные самоучки здесь, а дипломированные на самом высоком уровне специалисты, да еще жаждущие и дальше учиться любимому делу где только возможно.

Поэтому, когда Гильдия специалистов СПА-индустрии пригласила сотрудников «Больших Солей» принять участие в банном конкурсе, Илюхин, само собой разумеется, и поехал.

— Все было очень интересно, — рассказывает Валентин. — Собрались 19 команд-участниц из Москвы, Владимира, Суздаля, Костромы, из других городов страны. Ярославскую область представляли мы. Публика солидная, не просто тривиальные банщики из мелких СПА-салонов, а представители серьезных, работающих на профессиональной медицинской основе СПА-центров. Было у кого поучиться, перенять опыт. Соревновались по теории и практике, и нужно было не упустить ни одной мелочи — от подготовки рабочего места до выбора веника. Меня успокаивала только одна мысль, что первая поездка на такие соревнования — это учеба. Надо поучиться, кто чем владеет, как выполняется та или иная процедура коллегами. Но все для нас сложилось удачно.

— А правда, Валентин, что ты не пускаешь в баню клиентов, пока давление не померишь?

— Это одно из обязательных условий. Ведь мы имеем дело с пациентами, приходят ли они в СПА-центр, на занятия ли лечебной физкультурой, иногда не очень хорошо себя чувствуют. Кстати, на конкурсе я это тоже не обошел вниманием, потому что при заполнении карты клиента, когда он приходит в СПА впервые, анамнез мы должны собрать полностью, выявить, есть ли аллергия и на что, каково самочувствие человека, на что жалобы… Это как врач получает полную карту больного, чтобы правильно провести назначение процедур. Может, вы пришли с большим давлением, а я вас в парную повел! Это же противопоказано. Естественно, я и на соревнования взял с собой тонометр — без этого ведь и нельзя.

По словам Илюхина, противопоказаний при обращении в СПА-центры достаточно. Ведь здесь при процедурах применяются и травы, и настойки, и масла, другие расходные, выражаясь профессиональным языком, материалы, которые могут вызвать у некоторых пациентов нежелательные реакции.

— Сам я к теплу давно отношусь положительно, — говорит Валентин, — а с 2005 года, после учебы в международной школе СПА, родился другой подход, на новом уровне. И он оправдан с медицинской точки зрения. Есть, конечно, любители высокого жара, и можно его использовать, но смысла не вижу. Потому что при более низкой температуре, особенно в русской бане, можно достичь лучшего эффекта. Как говорят в народе: «В баню собираешься — день пропал. Надо посвятить его бане!» На самом деле, нужно посвятить его отдыху, а не так, что нагнали жару 100 — 120 градусов, от которого дышать невозможно, веником махнули два раза, веник высох — и побежали. А тело даже не прогрели, просто получили от такой высокой температуры порцию ожога кожи.

Поэтому, считает Илюхин, в бане должна быть такая температура и влажность, чтобы было приятно дышать, чтобы циркуляция кровообращения была нормальной, чтобы посещение бани и проведение процедур было комфортным. А значит, баню следует правильно натопить, и лучше березовыми дровами, правильно выбрать и подготовить веники, травы, правильно их применить. Эти нюансы очень важны, и в арсенале Илюхина их немало — и те, что наработаны за много лет, и новые идеи, что приходят в процессе только вдумчивому мастеру.

— Каждый раз пробуешь новое, чувствуешь, что получилось — себе в копилку, а завтра применишь что-то другое, — делится своими секретами Валентин. — Иногда доводится предложить пациенту новинку: «Давайте сделаем такую процедуру — это будет прекрасно!» Сомневаются, а когда попробуют: «Ой, здорово!»

К банным процедурам надо относиться с умом, особенно к технике работы с веником, не истязать веником друг друга что есть силы, а создавать особыми нежными прикосновениями и взмахами приятные телу воздушные потоки, тогда и жара нестерпимого не нужно. Тело должно прогреваться постепенно, без нагнетания температуры, естественно, не за один заход, а за два-три, в промежутках отдых, но такой продолжительности, чтобы тело не остывало до дрожи, а чтобы один поток тепла и пара накладывался на другой, на третий и тело расслаблялось постепенно. В промежутках между заходами в парилку хорошо выпить отвара, чая травяного, морса, кваса, воды питьевой, желательно негазированной, это уж кто что любит. Но все питье должно быть комнатной температуры, чтобы холодного ничего не было.

— Виски… — кто-то из гостей добавил.

Валентин возражает:

— Виски — ни в коем случае. Многие считают, что пива холодного выпить, а то и чего покрепче, в бане — это хорошо, это по-русски. Нет! Пиво особенно не рекомендуется. Оно, наоборот, удерживает все токсины, не раскрывает поры, не дает нужного и полезного потоотделения.

Спрашиваем у Илюхина и о водных процедурах, о нырянии после парной в снег. Он это дело одобряет, но предостерегает: нужно нырять в холод не с высокой температуры, скажем, зашли в парную на 2 — 3 минутки и сразу на снег, а тут ветерок — и простыли. Он приводит пример: в одной группе гостей после бани половина заболела. Как можно после бани заболеть? Температура в парилке сто градусов была. А они 2 минуты в парилке посидели — и тут же на снег. Ветром их и продуло. А надо постепенно парные процедуры принимать, когда длительно прогреваемся — никакой холод не страшен. Можно принять и снежные, и воздушные ванны или просто растереться снегом, но после этого сразу снова в парную. Буквально на две минуты, чтобы опять почувствовать тепло.

— Я, например, — говорит пармейстер Илюхин, — обливаюсь холодной водой, которая ждет меня на улице. После первого прогрева не хожу, а после второго, когда уже действительно прогрелся и когда вениками пропарился. Если на улице тепло, повторно не хожу в парилку, если холодно — на одну-две минутки.

Илюхин о бане может рассказать много интересного. О том, как прелести банные постигал еще в детстве в русской печке. Лет 50 назад в деревне не у всех была своя рубленая банька, а общественных бань и тем более не было в помине. Натапливали печь, расстилали соломенные матрасы, залезали в устье, разбрызгивая воду, нагоняя пар, разогревая тело докрасна, сбивая душистым веником прилипшую за неделю к телу грязь, а потом поливались прохладной колодезной водой, а то и талой, дождевой, смотря по сезону. Любил Валентин Петрович и в общественную баню ходить — простые, но хорошие, говорит, парилки были, а потом стали бани строить целенаправленно, более цивильные. И дома у него банька есть, своими руками построена. Долго приглядывался, как построить, выбирал варианты. И выбрал. Баня у Петровича небольшая, уютная, есть и парная, и помывочная, и предбанничек для отдыха.

Сетует Петрович: веников хороших мало. Нет специалистов по их подготовке. Это тоже своеобразная наука — приготовить веник. Вовремя его срезать, подсушить, чтобы не на солнце, потом его под гнет положить, чтобы придать ему форму пера, весла. А у нас же как? Наломали, повесили на крючок и забыли.

Веники дубовые, березовые, можжевеловые, пихтовые, очень хороши липовые. Практически из любого кустарника можно сделать веник. Крапивные тоже неплохи. И сосновые. Но каждый надо правильно приготовить. Для сосновых и можжевеловых нужен более крутой кипяток, чтобы веник распарился, чтобы веточки были помягче, более нежные.

Русская баня, как и турецкая, кедровая мини-сауна, инфракрасная сауна являются неотъемлемой частью лечебного комплекса при эндоэкологической реабилитации пациентов на клеточно-гуморальном уровне. Это одно из новых направлений в реабилитации заболеваний опорно-двигательного аппарата, то есть полная очистка организма.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page