Ловись, рыбачок, большой и маленький

Только в Рыбинске, по самым скромным подсчетам, сегодня проживает более 20 тысяч заядлых рыбаков. Кто предпочитает зимнюю ловлю, кто — летнюю, кто охоч до рыбалки круглый год, но все они за редким исключением хотя бы раз в своей жизни на почве любви к рыбной ловле преступали закон, или попросту становились браконьерами.

ПРЕСТУПНИК

В ЦЕНТРЕ ГОРОДА

Характерный пример. 24 апреля, полдень. В нижнем течении реки Черемухи в самом центре Рыбинска, в каких-нибудь сорока метрах от Спасо-Преображенского собора, скромно стоит мужичок с удилищем в руках. Ничего особенно предрассудительного. Никаких орудий массового лова. В его руках обычная поплавочная удочка с одним маленьким крючком на конце лески. И вместе с тем, если завтра увидим его снова здесь же с теми же снастями, перед нами самый что ни на есть преступный элемент, которому, если на него обратят внимание сотрудники правоохранительных органов, придется за-платить солидный штраф. Дело в том, что с 25 апреля 2008 года вступил в силу временный запрет на рыбную ловлю в местах нереста. Продлится он до 3 июня. Распространяется запрет не только на сети и оборудование массового лова, но и на самые обычные поплавочные удочки.

Даже на них нельзя теперь ловить на Рыбинском водохранилище, в Волге, Шексне и в их многочисленных притоках. Нельзя ловить не только с лодки, но и с берега. Это запрещено везде, куда заходит откладывать икру рыба из крупных водоемов. Единственное исключение — локальные деревенские и лесные пруды, не имеющие связи с большими водоемами. Уж кому совсем невтерпеж, могут, не нарушая закон, покоротать часок-другой в руках с удочкой там. Всех же нарушителей временных запретов на рыбную ловлю ожидает суровое наказание. Их деятельность подпадает под статью 256 Уголовного кодекса Российской Федерации. Она гласит, что горе-рыбака, преступившего закон, может ожидать штраф до 300 тысяч рублей либо два года исправительных работ. В том случае если вы решили побраконьерничать в коллективе (хотя бы вдвоем), то можно присесть и в казенный дом на два года. Стоит заметить, что для закона безразлично, поймали вы рыбу или нет, сурово карается уже сам факт запрещенной ловли!

ЗА БАЗАР ОТВЕТИШЬ

— А я вчера вот так-у-у-у-ю рыбу поймал! — похвалится иной рыбачок и на два метра разведет руками. Все мы знаем, что такое рыбацкие байки. И при этом редкого любителя рыбной ловли минула чаша сия.

В последние годы многие отнюдь не бедные жители Рыбинска и Ярославля увлеклись дайвингом. Подводным плаванием, часто с рыбной ловлей. Охотятся на крупные экземпляры обитателей местных водоемов с подводным ружьем или острогой. Один такой рыболов-рекордсмен даже явился ко мне три недели назад. Разложил фотографии, где он вместе со своим уловом. Картина впечатлила. На руках этот крепыш-рыбак держал сома солидных размеров. Говорит, почти на шестьдесят килограммов! Поймал, мол, на острогу во время подводной охоты.

ПОРАДОВАЛСЯ Я

ЗА ЭТОГО РЕКОРДСМЕНА

— Что от меня-то хочешь? — спрашиваю.

— Напиши в газету! Пусть все знают, какая мне выпала удача!

Мы, журналисты, народ до сенсаций падкий, однако не все из нас лишены гуманизма. Пришлось, приговаривая ласковые слова, погладить этого розовощекого рыболова-рекордсмена по головке:

— Что, малыш, побахвалиться хочешь? Наверное, и лицензия у тебя есть?

— Какая лицензия?

— Ну тогда готовь на первый раз тысяч триста для штрафа или, что еще надежнее, попроси жену, чтобы сухари сушила! Что ни говори, острога — орудие массового лова, а наказания за браконьерство пока никто не отменял!

АНОМАЛЬНАЯ ЗОНА

Когда-то, более пятисот лет назад, Рыбная слобода, как некогда назывался нынешний Рыбинск, выросла как один из главных в стране центров рыбного промысла. Считалось, что самые ценные породы осетровых, та же белорыбица, заходя близ слободы из Волги в Шексну, приобретали особый вкус. Потому-то и шли отсюда рыбные обозы к великокняжескому столу. Наверное, с тех пор и сохранились в районе Рыбинска особые аномальные зоны, где рыбаков пруд пруди. Одна из них — поселок Волжский, что красуется вблизи уже упомянутого устья Шексны. Там вообще куда пальцем ни ткни, в рыбака упрешься. Встречаются, простите за тавтологию, и особенные особи. Еще четыре года назад коллеги-рыбаки шутили над парочкой местных юных браконьеров. Ребят сотрудники милиции взяли на браконьерстве с поличным. Составили акты. Отпустили до суда по домам. Однако как подошло время рассматривать дело о штрафе в суде, один не стерпел, сбежал на рыбалку. Сняли, что называется с лодки, доставили в суд. На следующий раз снова вместо зала судебного заседания — на рыбалку. Поймал в итоге, что называется, рака за клешню, вместо достаточно мягкого наказания на два года угодил на нары! Говорят, недавно вышел, и снова душа понесла на рыбные промыслы.

Часто вместе с отцами на незаконную рыбалку выходят и дети. А это уже группа лиц. Месяц назад на браконьерстве даже девушку поймали. Ей всего 17 лет. Теперь штраф за нее придется вносить папе. Сам приучил дочку к рыбалке — теперь за науку и плати!

Всего же с начала года только в Рыбинске заведено 48 дел по нарушению статьи 256 УК. Почти все в конце марта — начале апреля. Очевидно, что со вступлением в силу запрета на ловлю на период нереста количество вылавливаемых нарушителей значительно возрастет.

Как ни странно, чаще попадаются не матерые браконьеры, а начинающие рыболовы-ротозеи. Мол, закона не знают. Пусть так. Только незнание закона не освобождает, как известно, от ответственности.

При этом платить придется не только штраф, но и за каждый пойманный хвост. За каждую рыбу производится фиксированная оплата за конкретный экземпляр, независимо от размеров и веса особи.

Так, даже маленькая плотвичка, если вас поймают, обойдется вашему бюджету в 25 рубликов. Щука или даже щуренок размером с ладошку — в 250 рублей. Во столько же — судак. Стерлядь, а последние два года на Рыбинском водохранилище ловят и таких, — в 420 целковых. Белуга — в 12 тысяч 500 рублей. И очень жаль, что белуг в наших краях пока нет. Да простят меня рыбаки, но ради того, чтобы перед коллегами похвалиться, иной раз и на белуге не грех попасться!

РЫБАК РЫБАКА ВИДИТ ИЗДАЛЕКА

Сижу в кабинете номер 315 в здании УВД Рыбинска и Рыбинского района, что на улице Карякинской. Именно здесь готовятся к передаче в суд материалы по рыболовам-браконьерам. Именно сотрудники этого отдела — частые гости на просторах Рыбинского водохранилища и Волги и их притоков. Именно они с завидной периодичностью пускаются в инспекционные рейды. В числе прочих охотников за рыбаками симпатичные девушки. На вид хрупкие. Да вот только на вид. С такими, если поймают, браконьеру трудно договориться. Придется отвечать за то, что совершил. Не больше и не меньше.

Сегодня у работников правоохранительных органов, в чьем ведении охота на браконьеров, самые современные технические средства. Есть и быстроходные катера, и бинокли, и фотокамеры с самыми дальнобойными объективами. В прежние годы, а бывало и такое, доводилось брать браконьера с уловом в лодке, а он руками разводит! Мол, не ловил, а купил прямо в Рыбинском море у рыбаков. Теперь же, будьте спокойны, если вас остановили, то ваш светлый лик в момент преступления закона уже зас-нят и помещен в архив. Как правило, если виноват, отпираться бесполезно!

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page