Дума: конфликты делу не помощник

Оставив позади организационно-кадровые вопросы, изменив название с «государственной» на просто «ярославскую областную», наша дума нового, пятого созыва приступила к конкретной работе. И тут оказалось, что проще было сменить название на более скромное и решить все с руководящими кадрами, чем начать исполнение данных в ходе избирательной кампании обязательств, а также цивилизованную совместную работу с исполнительной властью.

УВЫ, но при планировании работы постоянных депутатских комиссий на 2008 год (в первую очередь таких важных и многочисленных, как бюджетная и экономическая) лишь единицы законодателей дали свои конкретные предложения. А ведь когда избирались, каких только инициатив не обрушили на головы земляков! Тут же оказалось, что и предложить, что ли, нечего?! С первых же дней проявилась и старая думская болезнь — недисциплинированность, когда многие наши коллеги пропускают заседания депутатских комиссий, ставя их проведение на грань срыва. Куда же подевался так и бурливший в выборные дни кандидатский энтузиазм?

И с депутатскими приемами слуг народа вопросы. Смотрю на опубликованный в «ЗК» график приема на май и вижу там фамилии только трех десятков депутатов. А остальные двадцать? Им что, недосуг? Считаю, что прием избирателей должны вести все без исключения законодатели и эту норму, очевидно, следует закрепить в одном из областных нормотворческих актов, раз кое-кому (большинство из них, как и в прошлом созыве, депутаты-партсписочники) не хватает собственного желания.

Зато энтузиазм снова бурно забил, когда принялись решать, кому из слуг народа входить в действующие при областном правительстве комиссии по предоставлению налоговых льгот (их ежегодно предоставляется больше чем на миллиард рублей), по господдержке инвестиционных проектов, по земельным ресурсам. Больше всего в них хлынуло депутатов-коммерсантов, что и дало острословам повод задаться вопросом: уж не для того ли туда так стремятся, чтобы поскорее попытаться отбить вложенные в избирательную кампанию средства, пролоббировать интересы собственного бизнеса?

Не все ладно оказалось на старте деятельности думы нового созыва и в ее отношениях с региональной исполнительной властью. Все помнят, как много было заверений руководящих лиц обеих

властных ветвей работать сообща, конструктивно на благо ярославцев. Но дошло до дела, и, к сожалению, пошли первые конфликтные ситуации. 11 апреля направил губернатору Сергею Вахрукову запрос на получение информации о взаимоотношениях области с нефтегазовой компанией «Славнефть» (по проблемам налогов и ликвидации кислогудронных прудов-накопителей нефтеперерабатывающего завода имени Менделеева (ОАО «РУСОЙЛ») в Тутаевском муниципальном районе), об исполнении в прошлом году программы приватизации государственного имущества области (получили от продажи областной недвижимости в двадцать раз меньше, чем планировали!), о выполнении принятого год назад закона «О распоряжении земельными участками…», в соответствии с которым мэрия Ярославля еще до 1 июля 2007 года должна была провести инвентаризацию земель, выделенных для строительства, и направить в администрацию области сведения по ним. Просил также предоставить конкретную информацию по объему финансирования в нынешнем году так называемого элитного спорта, поскольку ныне бюджет составляется по таким таблицам, что там в этой части мало что поймешь.

Вопросы весьма важные. К примеру, мы сильно подозреваем, что в то время как рост цен на нефтепродукты, включая автомобильный бензин, бьет все рекорды, предприятия «Славнефти» не только не увеличивают, но и снижают платежи в ярославскую казну. Вопрос по взаимоотношениям с этой компанией мы должны были рассмотреть на прошедшем на этой неделе заседании бюджетной комиссии. Но, к сожалению, его рассмотрение было сорвано (перенесли на следующее заседание) по причине того, что затребованную информацию в полном объеме, в том числе и подписанное недавно соглашение о сотрудничестве со «Славнефтью», руководство областного правительства мне так и не представило, хотя с момента направления запроса прошло больше месяца. Пришлось на днях послать Сергею Вахрукову повторный запрос.

То же касается и исполнения закона, по которому решение вопросов, связанных с предоставлением многих земельных участков в Ярославле, было передано на уровень области. Затребованная нами информация нужна для того, чтобы понять, как проведена прописанная в законе инвентаризация, сколько участков в областном центре, выделенных под строительство, не используются по назначению, принимались ли меры к их изъятию и как лучше в этом очень важном и щекотливо-щепетильном деле навести порядок. О том, что вопрос вовсе не праздный и что с ним нужно очень внимательно разбираться, говорит то, что после принятия этого закона, по данным ярославской мэрии, процесс выделения земельных участков удлинился на три-четыре месяца, а восемь сформированных (уже с ценой) и подготовленных к аукционам участков, переданных из города в область еще осенью прошлого года, на эти самые аукционы так и не были выставлены! Но руководство областной исполнительной власти по этому запросу по каким-то причинам предпочло сделать «фигуру умолчания».

Если губернатора кто-то из высокопоставленных чиновников в этом деле подставляет (я же понимаю, что не сам он лично готовит ответы на подобные запросы), то, наверное, с этим лучше разобраться с самого начала, чтобы впредь такого не повторялось и конфликтные ситуации, по сути, на пустом месте не плодились. Это тем более странно, если учесть, что Сергей Алексеевич изменил сложившуюся в последние годы фактически незаконную практику, когда ответы на направлявшиеся на имя губернатора депутатские запросы подписывал кто угодно, только не сам руководитель области. Он показал, что не боится ставить свою подпись под такими документами, принимая ответственность за достоверность идущей законодателям информации на себя лично. Тем самым показал хороший пример руководителям органов местного самоуправления, кое-кто из которых тоже нередко перепоручает подписывать ответы на наши запросы другим лицам.

С сожалением приходится сегодня говорить и о том, что былые недочеты исполнительной власти в работе с депутатским корпусом со сменой губернатора никуда не исчезли. Я прежде всего имею в виду проявляющуюся иной раз неспособность или нежелание чиновников создать для законодателей нормальные условия при работе над важными финансовыми документами, когда фигурируют сотни миллионов рублей. Так, к примеру, на минувший вторник было назначено совместное заседание ряда депутатских комиссий по крупномасштабной корректировке областного бюджета, где речь, в частности, шла об урезании бюджетных расходов на огромные суммы. В том числе (оценки контрольно-счетной палаты) по 25 целевым программам, включая такие важные, как модернизация областной онкологической службы, развитие сети автомобильных дорог, поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, и другие — на миллиард 250 миллионов рублей и по 168 объектам, строящимся в соответствии с областной адресной инвестиционной программой, — на миллиард 356 миллионов рублей. И тут, конечно, депутатам важно понять, с кого и сколько срезают и почему. А как понять, если документ объемом в 256 страниц в думу из правительства принесли лишь вечером в пятницу и депутаты получили его, как говорится, в последний момент? Ясно, что при таком подходе вразумительное обсуждение организовать чрезвычайно сложно. Законодатели ведь не пожарные и не скорочитатели. Какое же это конструктивное сотрудничество?

Но я все же оптимист. Ярославская дума нового состава только начинает свою работу. Время для организации эффективного законотворческого процесса и налаживания действительно конструктивного взаимодействия с исполнительной властью у нее есть. Нужно лишь обоюдное желание не только декларировать подобные намерения, но и доводить их до дела.

P.S. Когда материал был подготовлен к печати, из правительства в думу пришли ответы на все депутатские запросы Александра Цветкова.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page