К ребятам душой прикипели

Накануне Дня защиты детей губернатор Ярослав-ской области Сергей Алексеевич Вахруков и все его заместители побывали в детских домах нашего региона, чтобы поздравить ребят с этим праздником и вручить им подарки. На сегодняшний день в нашей области 13 государственных детских социозащитных учреждений и 28 детдомов, и все они находятся под постоянным контролем власти. Забота о каждом ребенке — именно такая задача стоит сегодня перед правительством области.

Раньше, до посещения Малаховского детского дома, смысл праздника под громким названием День защиты детей не очень-то был мне понятен. Если речь идет о голодающих крохах какой-нибудь далекой Гвинеи-Бисау, оно ясно. Но от кого и чего нужно защищать российскую ребятню с ее детскими годами чудесными, «с книгами, с танцами, с песнями»? Да от родителей, объяснили мне в Малахове. От вечно пьяных пап и мам, которым весь свет бутылка затмила. Смысл в жизни остался один — забыться в хмельном угаре. А там уж море по колено. Дети еще малышами такого насмотрелись, что психика не каждого взрослого выдержит.

И все это приходится расхлебывать педагогам детдомов. «Здесь надо не работать, а жить», — уверяли в Малаховском детском доме. Дети с искалеченной психикой нуждаются в постоянном контроле, воспитатель всегда должен быть рядом и помогать. Привыкли такие ребята к темной стороне жизни, чтобы на светлую перешли, годами биться приходится.

В Малаховcком детдоме сейчас живут 39 мальчишек и девчонок, все из неблагополучных семей. У двенадцати из них мамы-папы умерли, в основном не своей смертью, двадцать семь же — социальные сироты, то бишь при живых родителях. И за последние восемь лет педагоги не припомнят, чтобы опомнилась какая-нибудь мамаша-кукушка, прилетела за своим чадом. Куда там, о детях вспоминают лишь по пьяной лавочке, бывает, звонят среди ночи. Буянят, требуют, чтобы родной кровиночке трубку дали, еле-еле слова связывая. Еще иной раз «мамы» (иначе как в кавычках написать рука не поднимается) об отпрысках вспоминают, когда те стипендию начинают получать. В день выдачи тут как тут — помоги, мол, маме родной материально.

— Страшная ситуация в нашей стране сложилась, — говорит педагог с 32-летним стажем, заместитель директора Малаховского детского дома по учебно-воспитательной работе Вера Тимофеевна Фролова. — Столько сейчас брошенных детей, что даже с голодными послевоенными годами несравнимо. И что самое страшное, с каждым годом социальных сирот все больше и больше.

И на извечный русский вопрос, что с этим делать, как заставить нерадивых мамаш нести ответственность за брошенного ребенка, нет ответа. Нет в России закона, чтобы таких дам наказать. Вот и наглеют они, уверенные, что государство просто обязано их ребенка на ноги поставить, выкормить-выучить. Никогда Вера Тимофеевна не забудет слова одной девочки-подростка, только-только к ним в детдом привезенной.

— Оказывается, здесь хорошо, — уверенно так заявила девочка, — гораздо лучше, чем дома. Я когда ребенка рожу, обязательно его сюда отдам, зачем самой воспитывать?!

С недоумением вспоминают малаховские педагоги и одну тутаевскую мамашу — обеспеченную, раскрасавицу. Она родила сына без мужа и все о женском счастье думала. Кавалеры как перчатки менялись, мальчишке это не нравилось. Сначала буянил и крепко тогда от маминых мужиков получал. А когда подрос, в третий класс пошел, с плохой компанией связался. Вместе ларьки грабить начали. Так горе-мамаша сама в детдом позвонила с просьбой взять у нее мальчишку — мол, не справляется. Лишили ее родительских прав, и долго пришлось с пацаном воспитателям биться. Мамаша же та до сих пор цветет-красивеет, активно мужа ищет.

Часто воспитателям приходится слышать, что не хотят дети в семью — ни в приемную, ни в родную. Не хотят, намучились, будут только здесь жить, и баста. Даже в летний лагерь иной раз с уговорами провожать приходится.

Живут дети семьями по восемь человек, во главе каждой — воспитатель. Правильнее было бы назвать их группой, но для детдомовских детей даже слово «семья» греет израненное сердце. На 39 детей — 12 человек педсостава, причем он неизменный уже восемь лет. Живут сотрудники детдома здесь же, рядом с коттеджами детей. У них своя общая «республика». Хоть и небольшая по нынешним временам зарплата, 4 — 5 тысяч рублей в месяц, за места свои держатся. К детям душой прикипели.

Нельзя не сказать о главе этого ребячьего государства. Сорок лет директором здесь, сначала в коррекционной школе, потом ее преобразовали в детский дом, был Анатолий Леонидович Воронин. И коллектив, и дети не могли намолиться на этого замечательного человека — хозяина, настоящего мужика. В финансово сложные годы только благодаря ему не бедствовали. Не гнушался Анатолий Леонидович никакой работой, нужно — на тракторе пашет, на комбайн садится, в кочегарке уголь лопатит. И сготовить мог лучше повара, и других научить. Своим примером детей воспитывал. Направлял: хочешь хорошо, достойно жить — надо трудиться, рук не покладая. Жена его Галина Викторовна тоже больше тридцати лет в Малахове трудится, сначала учителем начальных классов в коррекционной школе, сейчас — воспитателем.

В прошлом году Воронин, педагог от Бога, умер, и директором детдома стала его дочь Лариса Анатольевна Козлова. Она имеет два высших педагогических образования — учитель химии и биологии и олигофренопедагог. Только дочери, которая жила в Малахове с рождения, знала все беды и радости дет-ского дома, Анатолий Леонидович мог доверить свое беспокойное хозяйство.

Сейчас обеспечение детских домов в нашей области — по максимуму. Сыты дети, хорошо одеты, живут в коттеджах со всеми удобствами, оформленных умелыми руками педагогов. На восемь человек — две спальни, большие гостиная и столовая. Обстановка такая, что многим домашним детям и не снилась.

У каждой семьи здесь свой огород. Всем детдомом сажают картошку, капусту, свеклу, морковь. И для здоровья выращенное своим трудом полезно, и трудовые навыки прививает. Педагоги гордятся многими своими воспитанниками. Алеша Павлюкович и Роман Горлов — уважаемые люди, строители, Наташа Смирнова продавцом стала, замуж вышла. Свекровь на нее не нахвалится, постоянно при встрече воспитателям огромное спасибо говорит за хорошую сноху — «всем бы такую пожелала».

Но какими бы Макаренко ни были сотрудники детдома, признаются, что часто гены все равно свое берут. Вот одну девочку привезли сюда в семь лет, она уже дымила как паровоз. Долго отучали от вредных привычек, и, казалось, исправился ребенок. Хорошо стала учиться, в педуниверситет поступила. Но, увы, через полгода отчислили за прогулы, неуспеваемость.

Многие, как только стены детдома покидают и контроля лишаются, на дно скатываются. А все отчего? Привыкли, что государство им все блага на блюдечке с золотой каемочкой преподносит, что все кругом им должны. Сейчас главная цель малаховских педагогов — направить детей на путь истинный. Постоянно беседы проводят, что нельзя быть иждивенцами, во взрослой жизни придется самому всего добиваться, никто не будет обеспечивать. Вместе с социальными педагогами выявляют наклонности ребенка, выясняют, какую профессию ему лучше выбрать. Занимаются и рукоделием — мягкой игрушкой, вышивкой крестиком, резьбой по дереву.

Руководитель известного ансамбля «Золотые купола» Владимир Геннадьевич Агафонов учит мастерству исполнения русских народных песен. Недавно малаховцы победили в одной из номинаций областного фестиваля «Хрустальный башмачок».

В общем, все для детей. Чтобы поверили они в добро, в людей, забыли о страшном прошлом, о предательстве самого близкого человека. Хотя возможно ли забыть такое?

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page