Апология нефтянки

В последние годы на фоне быстрорастущих цен на нефть и ее производные в России возник и получил широкое распространение миф об извлекаемых нефтяными компаниями сверхдоходах. Многие граждане нашей богатой полезными ископаемыми страны стали воспринимать нефтянку как некий «бездонный карман», из которого можно постоянно черпать средства на удовлетворение любых общественных нужд.

При этом, рассуждая о якобы колоссальных прибылях нефтегазовых корпораций, большинство из них никогда не принимало в расчет ни существующий в государстве высочайший уровень налогового обременения нефтяных компаний, ни широкий размах осуществляемой предприятиями ТЭК производственной деятельности, ни огромную капиталоемкость реализуемых в отрасли новых проектов и программ. Жизнь показала, что такое потребительское отношение к ведущему сектору российской экономики по меньшей мере является недальновидным.

Сегодня нефтегазовая отрасль обеспечивает львиную долю денежных поступлений в государственную казну. Доходная часть федерального бюджета на 40 процентов формируется за счет налоговых платежей предприятий нефтегазового комплекса. Исключительно нефтегазовые доходы поступают в созданные государством Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, средства которых предназначены для обеспечения устойчивого и сбалансированного развития экономики в среднесрочной перспективе. Большую роль предприятия отрасли играют и в экономической жизни тех регионов, где они осуществляют свою производственную деятельность. Такие субъекты РФ в лице нефтедобывающих или нефтеперерабатывающих структур имеют стабильный источник пополнения бюджета, который в последние годы становится все шире и полноводнее.

Ярославской области в этом плане повезло: на ее территории работают дочерние общества нефтегазовой компании «Славнефть», в том числе и основной НПЗ холдинга — ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» (ЯНОС). Чтобы понять, какие выгоды извлекает наш регион из этого обстоятельства, достаточно посмотреть на суммы бюджетных отчислений «Славнефти». Еще каких-то 6 — 7 лет назад — в 2000 — 2001 годах — объем платежей предприятий холдинга в консолидированный бюджет Ярославской области составлял 640 млн. рублей. Последние же три года региональная казна ежегодно получает от компании не менее 2,1 млрд. рублей. Все это время «Славнефти» удавалось удерживать объем налоговых платежей на столь высоком уровне, даже несмотря на произошедшую реструктуризацию бизнеса, в результате которой холдинг прекратил осуществлять торгово-коммерческую деятельность на территории Ярославской области, а его АЗС перешли под управление акционеров — компаний «Газ-пром нефть» и «ТНК-BP». Сохранению позиций способствовала, в частности, активная инвестиционная деятельность нефтегазовой корпорации. За последние семь лет — с 2000 по 2007 год — «Славнефть» вложила в техническое перевооружение ЯНОСа огромные средства — около

1 млрд. евро. Реализация программы реконструкции предприятия, направленной на увеличение глубины переработки нефти, рост объемов производства и повышение качества выпускаемой ЯНОСом продукции в конечном счете привели к расширению налогооблагаемой базы.

В нынешнем году «Славнефть» обязалась выплатить в областной и местные бюджеты не менее 2,4 млрд. рублей. Много это или мало? С одной стороны, 2,4 млрд. рублей — это почти 8 процентов всех доходов консолидированного бюджета Ярославской области в 2008 году (31,4 млрд. рублей). Ни одна группа компаний, работающих в регионе, не дает столько денег в областную казну. С другой стороны, общий объем налоговых платежей «Славнефти» в бюджеты всех уровней уже три года подряд превышает 83,5 млрд. рублей. На фоне этой цифры отчисления холдинга в Ярославской области выглядят уже не столь убедительно. Но виноваты ли в этом нефтяники?

Представители «Славнефти» неоднократно заявляли, что компания платит налоги в строгом соответствии с действующим законодательством. Сегодня в РФ система межбюджетного распределения нефтегазовых доходов устроена таким образом, что около 80 процентов налоговых платежей предприятий отрасли забирает себе федеральный центр. Часть этих средств, как уже говорилось выше, идет на пополнение национальных фондов, другая — направляется на финансирование расходов федерального бюджета. На бюджетные деньги государство не только содержит многочисленные структуры федерального подчинения, но и реализует различные межрегиональные социально-экономические программы, а также регулярно оказывает финансовую помощь дотационным регионам. Казна Ярославской области, к примеру, постоянно пополняется платежами из бюджета вышестоящего уровня. Однако, получая федеральные субвенции, субсидии и трансферты, мало кто из ярославских политиков вспоминает, что эти деньги у государства взялись не из воздуха. Практически каждый третий рубль, поступивший в федеральную казну в последние годы и затем направленный на государственные нужды, заработан предприятиями нефтегазовой отрасли, в том числе и компанией «Славнефть».

Не стоит скидывать со счетов и тот факт, что абсолютное большинство предприятий нефтянки наряду с добросовестным перечислением налогов в бюджеты всех уровней занимается также широкомасштабной благотворительной деятельностью в регионах своего присутствия. Та же «Славнефть» на протяжении многих лет регулярно выделяет десятки миллионов рублей на оказание безвозмездной помощи социальным организациям и учреждениям Ярославской области. Когда же в 2007 году в связи с упоминавшейся выше реструктуризацией бизнеса размер налоговых платежей компании в областной бюджет незначительно сократился, «Славнефть» в качестве компенсации на порядок — до 318 млн. рублей — увеличила объем направляемых в область социальных инвестиций. Существенная часть этих средств по предложению областных властей была израсходована на строительство новых и реконструкцию действующих социальных объектов, включенных в региональную инвестиционную программу. В текущем году в рамках соглашения о сотрудничестве с правительством Ярославской области компания планирует выделить на благотворительную и спонсорскую деятельность в регионе не менее 250 млн. рублей. Как и в прошлом году, большая часть этих денег будет направлена на финансирование строительно-ремонтных работ, проводимых в соответствии с принятой региональными властями программой развития социальной сферы. Кроме того, в ближайшее время «Славнефть» собирается приступить к строительству современного футбольного стадиона в Красноперекопском районе Ярославля. У компании уже есть опыт возведения подобных объектов: в 2006 году холдинг безвозмездно передал на баланс города построенный на собственные средства всесезонный спортивный комплекс с футбольным полем, оснащенным системами подогрева и освещения. Новый футбольный стадион, в строительство которого будет инвестировано в общей сложности около 100 млн. рублей, «Славнефть» намерена подарить Ярославлю на тысячелетний юбилей.

Щедрость нефтяных компаний и та огромная роль, которую они играют в обеспечении финансового благополучия страны, обусловлены, конечно же, чрезвычайно благоприятной для отрасли рыночной конъюнктурой. За последние пять лет нефть на мировых рынках выросла в цене почти в шесть раз. Казалось бы, при такой бешеной динамике денег у нефтяников должно хватать на все: и на налоги, и на благотворительность, и на собственное развитие. Однако не все так просто. Вслед за ростом мировых цен на углеводородное сырье все эти годы происходило подорожание многих других продуктов и услуг, что привело к существенному увеличению себе-стоимости добычи и переработки нефти. При этом государство, невзирая на инфляцию и рост издержек в отрасли, продолжало забирать себе большую часть доходов нефтяных компаний. В результате в нашей стране, которая является одним из основных независимых экспортеров нефти и газа, сложилась парадоксальная ситуация: у самых богатых корпораций — нефтегазовых — стала ощущаться нехватка инвестиционных средств, что не замедлило сказаться на их производственных показателях. По итогам первого квартала 2008 года практически все крупные нефтяные компании показали снижение или незначительный рост нефтедобычи. В этой ситуации правительство наконец решилось изменить налоговый режим и разработало законопроекты, предусматривающие снижение фискальной нагрузки на предприятия отрасли. Инициатором этих законопроектов выступил премьер-министр России Владимир Путин, заявивший, что предлагаемые налоговые послабления будут стимулировать увеличение добычи нефти и развитие нефтепереработки.

Логика российского правительства в данном случае ясна и понятна. Для того чтобы нефтегазовая отрасль и дальше могла приносить стабильно высокий доход, одного роста цен на углеводородное сырье мало. Тем более что этот рост в любой момент может не только прекратиться, но и смениться падением, как уже не раз бывало в мировой истории. Пользуясь благоприятной ситуацией на сырьевых рынках, российским нефтяным компаниям сегодня необходимо укреплять свой экономический потенциал: активно вести геологоразведку, пополнять запасы углеводородного сырья, вводить в эксплуатацию новые месторождения, осуществлять коренную реконструкцию и модернизацию нефтеперерабатывающих заводов. Все это требует колоссальных капвложений. А где их взять, если, по словам Владимира Путина, государство сегодня изымает 75 — 80 процентов прибыли предприятий нефтегазового комплекса? Чтобы переломить ситуацию и обеспечить условия для притока дополнительных инвестиций в отрасль, правительство и пошло на смягчение налогового режима. И сколько бы ни сомневались скептики в правильности данных мер, логика подсказывает, что, отказавшись от сиюминутной выгоды ради стабильного экономического развития в будущем, российские власти поступили предусмотрительно и мудро.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page