Как поддержать стратегически важный объект

Депутаты Государственной думы РФ и члены Совета Федерации РФ посетили НПО «Сатурн» и высоко оценили научно-производственные достижения компании, реализацию программы двигателя SaM146 для самолета SSJ.

5 июня в Рыбинске побывала делегация из Москвы в составе депутатов — членов комитета Государственной думы по транспорту, промышленности, Межфракционного депутатского объединения (МДО) и членов Совета Федерации.

РГАТА ТЕПЕРЬ БОГАТА

Основной целью визита было посещение ОАО «НПО «Сатурн», где состоялось обсуждение реализации программы создания самолета «Суперджет». Однако начали депутаты — представители комитета по транспорту, промышленности, бюджету, межфракционного депутатского объединения «Авиация и космонавтика» и члены Совета Федерации с Рыбинской авиационно-технологической академии. Ведь именно там куются основные кадры для «Сатурна». И куются с помощью «Сатурна». В 2005 году в академии сменилось руководство. Новый ректор Валерий Полетаев рассказал гостям об итогах своей пока еще недолгой деятельности:

— РГАТА — авиационный вуз, таких в России всего девять. В академии семь факультетов, имеется два филиала — в Тутаеве и Гаврилов-Яме, а также представительства в Ярославле и Пошехонье. Выпускники академии востребованы. В этом году академия выпускает на 200 человек меньше, чем требуется на предприятия. РГАТА тесно сотрудничает с НПО «Сатурн», разработан план стратегического сотрудничества с предприятием в соответствии с квалификационными требованиями. С помощью «Сатурна» обновлена техническая база, предприятие уже вложило за два года в академию около 100 миллионов рублей, и еще 50 миллионов — сама академия.

Академию действительно теперь не узнать. Особенно главный корпус. Это старинное здание, очень красивое когда-то, но потерявшее свой облик в годы постперестроечной нищеты. За последнее время там сделан современный ремонт, и новые пластиковые панели органично вписываются в широкие лестничные пролеты с коваными ажурными перилами и огромными зеркалами.

Совершенно по-новому выглядят аудитории. Парламентарии посетили кабинет авиационных двигателей на кафедре «Технология авиационных двигателей», где представлены модели настоящих современных двигателей, побывали в лаборатории станочного оборудования, где только современные станки и компьютеры. Такие лаборатории облегчают учебный процесс, здесь студенты выполняют лабораторные работы. Но такие лаборатории не единственная учебно-производственная база академии, на НПО «Сатурн» прямо в производственных корпусах сделаны теперь учебные классы.

КОГДА «СУПЕРДЖЕТ» ВЗЛЕТЕЛ

Затем депутаты направились на предприятие, где подробно ознакомились с модернизацией производства на НПО «Сатурн», использованием новейших технологий, уникальной испытательной базой, современным уровнем крупнейшего в России конструкторского бюро в области газотурбинного двигателестроения. Начали с ЗАО «ВолгаАэро», где осуществляется программа SaM146, построенная на принципах стратегического партнерства российского ОАО «НПО «Сатурн» и французской компании «Снекма». Программа является одним из самых ярких примеров кооперации российской и европейской промышленности. Первый полет самолета «Суперджет» с двигателем SaM146 состоялся 21 мая и прошел успешно. Серия испытательных полетов продолжается, всего их будет шестьсот.

Двигатель был выбран в апреле 2003 года компанией «Гражданские самолеты «Сухого» для установки на региональном самолете «Сухой Суперджет-100» и является единственной интегрированной силовой установкой, специально разработанной для применения на регионально-магистральных самолетах нового поколения. Он имеет самую современную конструкцию, разработанную на основе опыта предыдущих программ и анализа конкурентных продуктов, для достижения заданной надежности и экономических показателей. Его особенности — высокий уровень надежности, низкие затраты на техническое обслуживание, малый расход топлива, а также полное соответствие существующим и перспективным экологическим требованиям.

Собственно, успешный запуск «Суперджета»

и явился поводом для выездного совещания. А причинами стали состояние, перспективы и законодательное обеспечение развития отечественной авиационной промышленности на примере проекта регионального самолета «Сухой Суперджет-100», перспективы инновационного развития экономики, законодательное обеспечение структурных преобразований в оборонном промышленном комплексе и развитие оборонных отраслей промышленности.

Депутаты посетили инструментальный корпус, осмотрели ГТЭС-12, немало удивившую их перспективными характеристиками, побывали в испытательных боксах и конструкторском бюро. Конечно, не обошлось без музея, экскурсию по которому провел лично генеральный директор НПО «Сатурн» Юрий Ласточкин.

ЗАПУСТИТЬ СЕРИЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

После ознакомления с предприятием состоялось рабочее совещание парламентариев, губернатора Ярославской области и руководителей НПО «Сатурн». По окончании совещания участники поделились своими впечатлениями с прессой.

— Комитеты Госдумы приехали для того, чтобы посмотреть, каким образом реализуется стратегически важный проект создания самолета SSJ с двигателем SaM146 и что уже сделано, — сказал губернатор Ярославской области Сергей Вахруков. — Из сегодняшнего разговора понятно, что все удовлетворены увиденным, все оценили работу, которая проведена. И самое главное, все понимают, что для выхода в серийное производство силовой установки SaM146 для самолета «Сухой Суперджет-100» необходимо приложить дополнительные совместные усилия, и государство должно продолжить поддержку этого проекта.

Многое из того, что сегодня обсуждалось, в большей степени связано с подготовкой серийного производства. И дополнительные средства, которые предполагается выделить из госбюджета по федеральной программе, как раз и будут на это направлены. Сегодня обсуждалась эта цифра — более 8 млрд. рублей дополнительно по федеральной программе на серийное производство самолета SSJ и двигателя SaM146 до 2011 года, и такая же сумма будет выделяться предприятиями-участниками. (Сегодня порядок выделения федеральных денег предусматривает софинансирование. Если какая-то российская компания участвует в тендере на источник финансирования международного проекта, она обязана внести сумму большую или равную той, какую вносит бюджет).

Самое главное — в ближайшее время предстоит те предложения, которые сегодня обсуждались, реализовать в конкретные средства, выделяемые по федеральной целевой программе, для того чтобы совместными усилиями здесь, на Ярославской земле, в серийное производство была запущена силовая установка для SSJ — SaM146.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по транспорту Владимир Клименко выразил общее искреннее восхищение достигнутым на «Сатурне»:

— Мы с благодарностью приняли приглашение руководства области и НПО «Сатурн» посетить предприятие и посмотреть то, что здесь сделано за последние годы в части создания и поднятия на крыло первого, действительно уникального самолета «Сухой Суперджет-100». От имени участников делегации должен сказать, что мы действительно восхищены тем уровнем производства, сервиса, конструкторской мысли, которые увидели. Это действительно очень большое достижение трудового коллектива, так как все было сделано в столь трудные годы. Безусловно, это чрезвычайно важный проект, как и в целом работа предприятия чрезвычайно важна для нашего государства.

Мы обсуждали не только достижения, им мы аплодировали. Мы говорили о проблемах, которые существуют, для того чтобы сделать этот проект серийным и успеть раньше других занять нишу на международном рынке. Мы высказали поддержку того, чтобы этот процесс был более динамичным, и в меру своих сил и возможностей будем помогать решать эти проблемы на уровне законодательном. В ходе встречи обсуждали также проблемы, которые специфически, как законодатели, мы можем и должны решать. Они лежат именно в области бюджетной поддержки, а также решение о создании механизмов государственно-частного партнерства. Мы пока только начинаем этот процесс, но здесь еще очень много нерешенных проблем. Необходимо сбалансировать интересы государства и негосударственной компании таким образом, чтобы это не утонуло в бюрократических процедурах, а возможно было предложить механизм их быстрого решения с тем, чтобы процессы, в данном случае перевода в серию, были более динамичны. Поэтому нам здесь предстоит достаточно большая работа по возвращении в Москву, чтобы помогать предприятию решать эти проблемы.

На контроль — «Единой России»

Председатель подкомитета по авиационному транспорту комитета Госдумы по транспорту Анатолий Лисицын отметил:

— По своей прошлой работе я видел, что происходит на НПО «Сатурн», поэтому в том числе проект «Суперджет» был под моим контролем и вниманием. Когда я перешел работать в Госдуму и когда первый самолет поднялся на крыло, проект стал реальностью, возникла проблема запуска этого самолета в серийное производство. Мне известны проблемы российского авиационного рынка: недостаток специалистов, недостаток технически обоснованных проектов, недостаток квалифицированных кадров, площадей, технологий, качества. Это все создает дополнительные проблемы для того, чтобы данный проект был реализован в срок.

Сегодня этот проект не только технический и промышленный. Он приобретает политическое значение, поскольку сегодня активными конкурентами этого самолета стали фирмы Японии и Китая. Они планируют в 2010 году выпустить аналогичный региональный самолет. Чтобы мы успели к этому году выйти на выпуск 60 самолетов в год, нам необходимо приложить больше усилий, чем конкурирующим фирмам. Поэтому сегодня необходимо опережающее финансирование и контроль со стороны государства. На одном из комитетов Госдумы, транспортном комитете, я выступил с предложением создать делегацию из профильных комитетов, бюджетного и промышленного, выехать в НПО «Сатурн», провести здесь рабочее совещание, ознакомиться со всеми проблемами Рыбинска и Комсомольска-на-Амуре, где изготавливается самолет, и принять меры по обращению к правительству с тем, чтобы этот проект был реализован в срок, а к 2010 году мы были конкурентоспособны с фирмами Японии и Китая.

Я предложил взять этот проект под контроль высшему совету партии «Единая Россия». Это решение будет принято после поездки в Рыбинск на следующем заседании комитета транспорта в Госдуме РФ.

И мы со стороны Государственной думы будем этот проект продвигать, взяв его под контроль партии «Единая Россия», потому что проект приобретает достаточно высокую политическую окраску. Проект прорывной в области авиации и сопутствующих производств.

Какова реакция гостей? Я понимал, что они будут удивлены, потому что это регион, провинция, по меркам Москвы, и созданы такие мощности с современным подходом. Проблема российской промышленности вступила в свою определяющую фазу, ведь на сегодняшний момент зарплата намного опережает производительность труда. Производительность труда сегодня — бич нашей промышленности. Сегодня те, кто не сумел обновить производство по европейским нормам за последние 15 лет, просто погибнут. Поэтому данная задача является основной.

Все удивлены и поражены, насколько современно и совершенно производство авиадвигателей в Рыбинске.

Участие государства беспрецедентное

Свое мнение о поездке высказал заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ Сергей Штогрин:

— В этой поездке меня больше всего интересовало, как наши федеральные деньги расходуются и используются. В отличие от дорожников, которые использовали в прошлом году около 70 процентов выделенных денег, в НПО «Сатурн» они используются высокоэффективно. В этом я убедился сам, именно в такие проекты и надо вкладывать бюджетные деньги, которые потом не только рационально расходуются, но и дают кумулятивный эффект, выводя за собой и другие отрасли, и другие предприятия, создавая широкую налоговую базу и доходы в бюджет Ярославской области.

Целый ряд вопросов, которые касаются компетенции нашего комитета по бюджету, перед нами поставлен. Сформулировав определенные идеи, надо двигаться дальше, чтобы результат нашего визита был полезен российским предприятиям. Вопросы, поднимаемые вами, характерны и для других предприятий и организаций, которые тоже стараются развить экономику страны, свое производство, но достучаться до Госдумы и Минфина не могут.

Генеральный директор НПО «Сатурн» Юрий Ласточкин в заключение отметил:

— Для нас очень важен сегодняшний день. И сенаторы, и депутаты Госдумы посмотрели, каким образом расходуются средства, которые страна выделяет из бюджета на проект SSJ c двигателями SaM146. Бюджет утверждается палатами законодательного собрания, и мы показали, что сделано.

Мы считаем этот проект инновационным, когда самолет и двигатель создаются по лучшим мировым методикам. Проект, естественно, непростой, требующий большое количество ресурсов — технологических, кадровых, финансовых. Финансируется проект  государствами — через бюджет Французской республики и бюджет Российской Федерации и компаниями-участниками — французской Snecma и российским НПО «Сатурн». Разумеется, в этом проекте много проблем и вопросов, связанных  с таможней, с участием министерств и ведомств, ведущих этот проект, профильных комитетов Госдумы, которые рассматривают бюджет.

Сегодня в ходе дискуссии было обсуждено очень много различных вопросов, дискуссия продолжится уже на заседании комитета Государственной думы. Надеемся, что наши предложения и инициативы нашего старшего партнера по этому проекту компании «Сухой» будут рассмотрены и приняты соответствующие решения.   

Относительно сегодняшнего дня программы самолета «Сухой Суперджет-100» с двигателями SaM146 Юрий Ласточкин отметил, что этот проект очень хорошо контролируется правительством, и участие государства в нем просто беспрецедентное. Государство очень хорошо финансирует этот проект. Платит по услови-

ям договора, как швейцарские часы.

Необходимость усиления государственного участия и поддержки программы SSJ, по мнению генерального директора НПО «Сатурн», связана «с вопросом, куда Россия хочет попасть с этим продуктом — новым самолетом и двигателем. 70-75 процентов должно идти на экспорт, то есть проект должен жить по законам мирового рынка. Мировой рынок — это высококонкурентная среда со всеми вытекающими отсюда последствиями. Выходя на этот рынок, мы должны быть очень хорошо готовы к тому, чтобы на нем присутствовать и побеждать. Делать такой продукт — новый самолет, двигатель — только для внутреннего рынка в силу его небольших масштабов бесперспективно. Так же как и все другие страны, мы должны такую технику делать для мира в целом. Вот разница между этим проектом и другими, которые ранее существовали в этой сфере».

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page