В кривом зеркале истории

Невероятно, но миллениум Ярославля стал уже не призрачной датой, не видимой в дымке далеких лет, а совсем реальным, явственно ощутимым. Часы запущены… И те самые, о которых так много говорилось в планах городского начальства и которые вознеслись над фонтаном, что между часовней Александра Невского и Белым домом.

Часы отсчитывают время до 1000-летия и между этим важным делом показывают разноцветные картинки, сдобренные городскими новостями, отчетами о проделанной к юбилею родного города работе.

Только вот беда: издали совершенно непонятно, что там «телевизоры кажут», по причине удаленности от потенциального зрителя, а вблизи изображение распадается на клеточки-строчки, рябь, и едва можно угадать, кто рассказывает очередную новость, а хуже всего, что лающие звуки и вблизи, и вдали мало напоминают членораздельную речь. Ей-богу, громкоговорители на центральных площадях райцентров в старинное время были более внятными. Я уж не говорю о том, что остроумные ярославцы сооружению дали меткое, почти неприличное название. Но ведь самую суть отражающее!

Много хороших дел задумано к главному для Ярославля событию. Вот и городской зоопарк бурно строится, и будущий Успенский собор уже поднимается над строительными лесами, и Волжская набережная вот-вот начнет обновляться и прихорашиваться.

Миллениум стал подобен «буре и натиску», особенно в сфере культурно-архитектурных изысков-памятников. Похоже, решили увешать юбиляра цацками, как барышню на выданье. Или наш любимый город с его неповторимыми памятниками древнего зодчества кому-то стал представляться новогодней елкой, на которой чем больше шариков-хлопушек, мишуры разной, тем лучше? И ведь что примечательно, памятные знаки в честь предстоящего юбилея норовят расставить, как посуду в серванте у Прони Прокоповны: на одну полку и фарфоровый сервиз, и стаканы граненые.

Ну ладно, воссоздали Демидовский столп, поставили на законное историческое место. Успенский собор опять же, поверим археологам и историкам, возводят там, где надо. Только бы не пострадал устоявшийся и привычный для многих поколений ярославцев образ их малой родины! А образ-то этот как раз того и гляди канет в небытие из-за обилия изысков и новшеств, расцвеченных под старину. Ну мало ли что, многие городские радетели как могли прихорашивали губернскую столицу — кто цветниками дивной красоты, кто фонтанами.

Фонтанам у нас почему-то совсем не везет. Вбухали, например, в сердцевину фонтана у часовенки Александра Невского упомянутые уже мной часы, обнесли его забором, вроде бы для реставрации: уж увидим ли светлые струи рукотворного гейзера на прежнем месте? Вот ведь усекли каскад фонтанов возле ТЮЗа…

Еще одна печаль. Среди множества подарков к юбилею будущий памятник «1000-летие города Ярославля». Как же без него? Старушка Казань себе такой поставила, и нам не влом.

Об этом памятнике скажу особо. Напомню землякам: в феврале 2007 года был объявлен конкурс на лучший его проект, 21 марта сего года конкурс завершился. Двадцать авторов и авторских коллективов архитекторов трудились в поте лица над проектами, потрудились на славу — все идеи были признаны прекрасными, жаркие споры определили два самых лучших проекта, общественное мнение учтено было, потому что проекты обсуждались публично, принародно. Радостно сообщали устроители конкурса, что выставку проектов посетили более полутора тысяч ярославцев. Неплохо при этом было бы вспомнить, что в Ярославле больше 600 тысяч жителей. Ну да Бог с ним… Не о том речь. Победил, как сообщили нам СМИ, авторский коллектив из Москвы под руководством члена Союза художников России Михаила Точеного, выполнивший все условия конкурса, одним из которых был, между прочим, выбор и обоснование места расположения памятника.

Что же предстанет любопытному взору горожан и многочисленных туристов? А будет это, как описывали газеты, стела на постаменте — еще один кукиш небесам, а вокруг нее скульптуры исторических персонажей, олицетворяющих 1000-летнюю жизнь Ярославля. Кто такие? Конечно же, князь — основатель города, группка воинов-дружинников, древний летописец, мужик в рясе — понятно, православный священник, другие узнаваемые и не очень исторические личности. Это, по мнению разработчиков проекта, олицетворяет собственно ярославскую национальную мифологию и должно вызывать у всех нас гордость за великую причастность к великим делам предков. За то, что нам позволено жить на святой земле.

Но что поделаешь, конкурс завершен, решение принято, победитель получил изрядную сумму премиальных. Успех победителя — это успех. Спорить нечего. Ну не принял бы участие в конкурсе скульптор Михаил Точеный, победил бы проект ярославской ваятельницы Елены Пасхиной. А если бы и она ушла в игнор по отношению к этой творческой баталии, обсуждали бы совсем иной вариант. Так что победа относительна и субъективна. Стало быть, не истина. Эскиз проекта как будто хорош, но что-то душу не греет. В сердце нет отклика. Нет узнавания истории, и почтение к делам давно минувших дней сомнительно…

Место, выбранное для памятника, вообще изумляет. Ведь как расписано: на нижней Стрелке, в месте слияния рек Волги и Которосли, на месте большого фонтана, по оси, идущей от Успенского собора до храмового ансамбля в Коровниках… Господи помилуй, в чем провинились фонтаны-то перед городскими властями? Приснопамятный «отец Федор» — первый секретарь обкома партии Федор Иванович Лощенков — память о себе оставил добрую, украсив нижний ярус Стрелки водной феерией. Фонтаны заговорили разноцветными струями, запели в унисон с цветомузыкой, обворожив, изумив жителей города. И Стрелка стала самым любимым местом для всех, от мала до велика.

Фонтаны и теперь живут, только цветомузыка почила в бозе — кто бы отремонтировал, кто бы следил за всем этим! А деньги угроханы нехилые, и инженерное сооружение, можно сказать, уникальное. И в другое место не перенесешь: где его подыщешь, такое удобное? Ломать, понятно, не строить. Как сохранить созданное предшественниками — вот в чем вопрос!

Памятник 1000-летию Ярославля — достойный подарок. Несомненно, он должен быть сооружен. Где? Это, разумеется, не мое обывательское дело. Для того чтобы его найти, надо хорошо было подумать — умных голов Ярославлю не занимать.

Словом, грустно, братцы. Поразмыслишь — перспектива открывается совсем не светлая. Настанет новое время, новое поколение градостроителей к следующему 1000-летию захочет свою память оставить, сломает фигу, устремленную в небо, со всем братством исторических личностей и построит здесь что ему вздумается. Скажет, что это, мол, веление времени и историческая необходимость. А вы и верьте. Как кривому зеркалу…

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page