Гоголева встала стеной

Живописных уголков вокруг Рыбинска много. И сейчас, когда стоимость земли резко подскочила и провинциальные красоты стали предметом страсти столичных олигархов, мы все чаще и чаще узнаем, как скупают москвичи земельные паи, участки под застройку, старые дома. У нас все это пока намного дешевле, чем вокруг Москвы да Питера. И пока Рыбинск и Рыбинский район были объединены, власти это еще как-то контролировали.

Но стоило району отойти от Рыбинска, как пошло-поехало. То и дело теперь слышишь: там какой-то олигарх купил участок, здесь строится коттедж, а в соседнем селе и вообще будет коттеджный поселок для новых русских.

Процесс этот хоть и печалит — ведь скупают земли отнюдь не для занятий сельским хозяйством — но одновременно и обнадеживает. Все-таки лучше олигархические коттеджи, чем запустение, поселившееся несколько десятилетий назад в нечерноземной полосе России, к коей и Рыбинск принадлежит. Но радужных настроений нет. Зачастую власти готовы на любые действия, лишь бы ублажить того или иного олигарха. Ведь продажа земли и строений целиком и полностью в компетенции глав сельских территорий. И движет сельскими чиновниками, надо полагать, отнюдь не одно желание пополнить местный бюджет.

Встречали власти хлебом-солью

Есть в селе Балобаново Рыбинского района прекрасный Успенский храм. Он из так называемых незакрывавшихся — устоял в годину атеистического лихолетья, сохранив островок веры на Рыбинской земле. Десятки лет служил в этом храме протоиерей Василий Денисов. А супруга его, матушка Тамара, была верной во всем помощницей. Едва началась перестройка и православные храмы стало возможным посещать открыто, как матушка организовала при церкви воскресную школу для детей. Сначала ютились в сторожке возле церкви, потом власти выделили опустевший детский садик в селе. И в том же садике открыли первую в городе не муниципальную, а приходскую богадельню. Пожилых одиноких людей содержали за счет прихода. И детей в воскресной школе обучали тоже за счет прихода. Официальные власти в эти богоугодные дела средств не вкладывали, но школой и богадельней гордились: часто показывали этот островок духовности разным именитым гостям. Хлебосольные прихожане были всегда рады гостям, с удовольствием их поили-кормили и были довольны, что им оказывают внимание.

Шли годы, дети из воскресной школы выросли, получили образование и многие создали семьи, обвенчавшись в любимом храме. И вот уже их дети собираются в воскресную школу. Места стало катастрофически не хватать. И тогда матушка Тамара присмотрела в Рыбинске, в микрорайоне Переборы, что совсем недалеко от их села и храма, заброшенные площади в общежитии. Власти, как всегда, пошли навстречу: денег не дали, но помещения передали и оказали всяческую организационную поддержку. В 2004 году прихожане зарегистрировали духовно-просветительскую благотворительную общественную организацию «Истоки». Уже через полгода в нескольких комнатах первого этажа общежития работали более двадцати кружков! Матушка с батюшкой специально не стали делать акцент на преподавании религиозных дисциплин: ведь строгие каноны могут отпугнуть детей и подростков. Просто все обучение стали вести на основе лучших отечественных традиций. Ввели и краеведение, и сценическое искусство, и живопись, и народные ремесла, и спорт. А летом стали выезжать в самый, пожалуй, живописный уголок Рыбинского района — село Раздумово Глебовской сельской администрации.

Когда-то это была усадьба богатого рыбинского помещика Тихменева. Огромные живописные пруды, соприкасающиеся с лесом, заброшенный, но не потерявший своей белоснежности храм с уютным кладбищем, крепкие сельские постройки частично советского времени, частично оставшиеся с помещичьих времен. Словно сам Господь указал им это прекрасное место.

Как матушку Тамару чуть в милицию

не забрали

Матушке Тамаре энергии не занимать. Слово за слово, шаг за шагом, добилась она разрешения на организацию летнего отдыха детей. За счет прихода все было отремонтировано, соблюдены все нужные нормы, и десять лет назад летом туда заехали первые дети. А четыре года назад стали ездить ребята не только из воскресной школы при храме, но и из «Истоков». Нормы и предписания менялись, но матушку всегда заранее ставили в известность, и она заблаговременно исправляла недочеты и вводила необходимые новшества. Надо туалет по типу биологического — пожалуйста, надо огнетушитель — купили, надо колодец — выкопали.

Этим летом тоже заехали двадцать пять детей, педагоги. Власти не вложили в лагерь ни копейки, но тем не менее упросили матушку взять трудных детей из детских домов и опекаемых семей. Все необходимые формальности были соблюдены. Дети подготовлены, взята на исследование вода. Матушка заранее подала заявку в Роспотребнадзор, чтобы выдали разрешение, и занялась организацией заезда. Она полагала, что будет как обычно: заранее приедут контролирующие службы, она исправит замеченные ими мелкие недочеты, и дети заедут своим чередом. Но время шло, Роспотребнадзор почему-то не приезжал. Матушка напоминала им, чтобы приезжали, ибо нужно завозить детей, набран штат педагогов, продукты закуплены. Каково же было удивление матушки Тамары и педагогов, когда нагрянувшая в один прекрасный день начальница территориального отделения федерального Роспотребнадзора по Ярославской области в Рыбинске и Рыбинском районе Ольга Гоголева, быстро обежав все вокруг и толком ни во что не вникнув, выдала в мгновение ока резолюцию: все нормы нарушены, лагерь опасен для жизни и здоровья и вообще его надо срочно закрывать!

Через три дня по требованию Гоголевой состоялось заседание межведомственной комиссии по организации летнего отдыха детей под председательством заместителя главы администрации Рыбинска Надежды Лавреновой, которая постановила: председателю правления духовно-просветительской благотворительной детской общественной организации «Истоки» Тамаре Дмитриевне Денисовой вывезти детей из лагеря. УВД г. Рыбинска и Рыбинского района осуществить контроль за вывозом детей из лагеря ДПБДОО «Истоки». А устно матушку Тамару Денисову предупредили: если в течение дня не вывезет детей из лагеря, то будет отвечать по всей строгости закона. Перед прокуратурой и УВД. А это значит почти следующие действия: как проявившая самоуправство и не выполнившая мероприятия по спасению детей из опасного места их пребывания матушка Тамара может быть задержана по подозрению в совершении тяжкого преступления.

Абсурд! Но тем не менее спорить с этим было бесполезно, требовательная комиссия оставила на раздумье всего один день. И вот матушка срочно ищет автобус и в аварийном порядке эвакуирует детей из лагеря. Пропадают продукты, закупленные на лето, пребывают в шоке родители, которые отправили детей в лагерь, а теперь снова получили их. И остается в первозданной красоте без детей и взрослых пустующая прекрасная бывшая барская усадьба.

Тайна барской усадьбы

Когда случается такое, в совпадения верится с трудом. Всегда все было можно, а тут вдруг как нарочно — нельзя, и все! Почему? Чтобы ответить на эти вопросы, я отправляюсь в Раздумово, пригласив с собой депутата районного совета Павла Жемерова. Въезжая в Раздумово, мы, как все и всегда, дивимся неописуемым красотам села. И начинаем строить предположения, что все эти страсти разгорелись, конечно, неспроста. Ну не может этот райский уголок не привлечь внимания сильных мира сего!

Матушка Тамара терпеливо начинает свой грустный рассказ.

В мае они, как обычно, засобирались. Матушка начала сдавать во все инстанции необходимые документы. 27 мая был получен результат лабораторных исследований пробы воды, вода оказалась очень хорошая. А все остальные требования они выполнили еще раньше. Ремонт в помещениях был сделан в соответствии с требованиями СанПиН, пожарные предписания выполнены. И даже несчастный туалет они переносили с места на место по требованиям Роспотребнадзора аж три раза! 28 мая приехала начальник рыбинского Роспотребнадзора Ольга Гоголева в сопровождении председателя комитета по делам молодежи Рыбинского городского округа Леонида Воронцова, и бывшие в Раздумове прихожане, готовившие лагерь к приезду детей, вдруг поняли: Гоголеву на сей раз словно подменили! В ее почти агрессивных действиях была скрыта какая-то неразрешимая тайна.

Но матушка Тамара по доброте душевной этому значения не придала и подумала, что, как и в предыдущие годы, ей укажут не небольшие недочеты, она их исправит, и все пойдет своим чередом. Она сказала Гоголевой:

— Вы знаете, у меня ведь все готово, продукты закуплены, педагоги набраны, мы будем потихонечку въезжать, а со временем все исправим.

Гоголева в ответ плечами пожала:

— Под вашу ответственность.

4 июня матушке Тамаре торжественно вручили бумагу от Гоголевой из девяти грозных пунктов, составленную 2 июня. А 5 июня ее вызвали к Ла вреновой, где строго указали: выезжать — и никаких гвоздей! 6 июня матушка погрузила детей с пожитками на срочно нанятый автобус и развезла по семьям. Тут же связалась со знакомыми православными в других регионах и нашла такой же лагерь во Владимирской области. Туда дети поехали 17 июня на одну неделю. Хоть какой-то выход из положения!

Как в Роспотребнадзоре закон читают

Чтобы помочь матушке Тамаре и ее «Истокам», мы срочно создаем импровизированную инициативную группу поддержки православного лагеря, состоящую из меня и двух сельских депутатов — Павла Жемерова и Вячеслава Пантелеева. Депутаты начинают переговоры с властью в лице главы района Александра Китаева и самой начальницы рыбинского Роспотребнадзора Ольги Гоголевой. А пока депутаты ведут переговоры, мы с мужем, профессиональным строителем, садимся за документы, изучаем СанПиН и законы, на которые в своей запрещающей бумаге ссылается Роспотребнадзор.

Итак, начальник рыбинского Роспотребнадзора Ольга Гоголева пишет: «В связи с несоответствием загородной базы требованиям ст. 19, 28 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» N 52 от 30.03.1999, СанПиН 2.4.4 1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей» выдача разрешения со стороны органов санитарного надзора не представляется возможным по следующим основаниям». И перечень оснований из девяти пунктов. Но откроем рекомендуемые Гоголевой статьи 19 и 28 закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В ст. 19 указано дословно: «Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства». Беру бумаги, взятые у матушки Тамары, нахожу протокол лабораторных исследований от 27 мая этого года, выданный Рыбинским центром гигиены и эпидемиологии. Заключение: «Качество пробы воды соответствует действующим санитарным требованиям по исследованным показателям». А если госпожа Гоголева усомнилась, то взяла бы пробу, когда ходила по лагерю и выискивала нарушения. Так ведь не стала она этого делать! Что касается ст. 28, то там вообще указано, что «в дошкольных и других образовательных учреждениях должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания и выполняться требования санитарного законодательства». Прививки сделаны, медосмотры детьми пройдены, а что касается профилактики, то летний лагерь на свежем воздухе с занятиями физкультурой не есть ли лучшая из профилактик! К тому же, по правде говоря, «Истоки» не дошкольное и не образовательное учреждение, а духовно-просветительская детская общественная организация.

Идем дальше. Гоголева указывает, что не соблюдено расстояние от лагеря до жилой застройки (500 м). Но, Ольга Александровна, в СанПиН, на который вы здесь ссылаетесь, четко указано, что расстояние от загородного оздоровительного учреждения до жилой застройки рекомендуется принимать не менее 500 метров только при проектировании и строительстве новых учреждений! А этим постройкам в обед сто лет.

Далее Гоголева пишет, что территория основной застройки, дескать, не разделена на зоны. На самом деле не только разделена, оказывается, но еще и описана в соответствующих документах. Территорию много лет осматривали разные комиссии и никаких претензий не предъявляли. База имеет два подъезда, культурно-массовые мероприятия проводятся на территории около корпуса, за селом есть восемь гектаров, где проводятся физкультурно-оздоровительные и другие мероприятия, да много всего! Потом ей не понравился колодец, хотя вода в нем, повторим, хорошая и все необходимые требования по благоустройству колодца были выполнены еще в прошлом году. Новых в этом не поступало.

Сколько стоит

барская усадьба

Придралась Ольга Александровна и к нормативам площадей. Но конкретно не указала, что и как. Хотя у матушки Тамары все давно посчитано и все нормативы соблюдены, о чем свидетельствуют документы. Затем Гоголева пишет, что пищеблок, дескать, не соответствует санитарным правилам, что должен иметь полный набор цехов, обеспечивающих поточность технологического процесса, и ссылается на СанПиН. И мы этот СанПиН нашли. Там всего лишь сказано, что в оборудовании помещений для приготовления пищи должна быть поточность технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции. Но все это соблюдено! Поточность идет следующим образом: стол для сырых продуктов, стол для вареных продуктов, готовая продукция, раздача. Причем кухню помогали проектировать как раз работники Роспотребнадзора, и в экспертном заключении 31 мая прошлого года к лагерю не предъявлялись претензии.

Далее в претензиях Гоголевой идут вообще сплошные мелочи. Например, не понравилось месторасположение туалета. Но его переносили уже три раза, надо будет — и четвертый перенесут по первому же требованию, не выгонять же из-за этого детей из лагеря!

16 июня в Раздумово приехал владыка Кирилл. Прибыли и глава района Александр Китаев с депутатами Павлом Жемеровым и Вячеславом Пантелеевым. Владыка восхитился лагерем, пообещал сделать все от него зависящее, чтобы лагерь сохранился. После общения с владыкой глава и депутаты поехали к Гоголевой. Но — о чудо! — всегда мягкая и готовая на уступки Ольга Александровна на сей раз стала стеной. Китаев предложил закрыть лагерь временно, до исправления недостатков, Жемеров даже предлагал материальную помощь, но Гоголева ни в какую! И даже компромиссов никаких не рассматривала.

Лагерь закрыли. Загубили хорошее дело, в которое ведь власти не вложили ни копейки. В этом году матушка Тамара выиграла президентский грант на организацию духовного воспитания детей. Написала программу, по которой «Истокам» перечислили 400 тысяч рублей, и на эти деньги она и организовала летний лагерь, введя наконец ставки педагогам. Ведь до этого работали кто бесплатно, во славу Божию, кто — на средства прихода. При этом воскресная школа и «Истоки» решали не только духовно-нравственные задачи, но и социальные — брали в лагерь детей и подростков из трудных семей. Вот бы радоваться Гоголевой, так нет же!

И еще один важный момент. В договоре о передаче земельного участка и построек для организации летнего лагеря четко указано, что если лагерь не будет использоваться по назначению, то его отберут. К этому и идет. Напугал Роспотребнадзор матушку Тамару, пригрозили ей милицией, вот она и вывезла детей. А теперь можно и лагерь отнимать в соответствии с договором — ведь по назначению он не используется, все уехали!

Впрочем, если так будет и прекрасная загородная усадьба уйдет с молотка, то что или кто стоит за решением Гоголевой, мы скоро узнаем. Покупатели не замедлят объявиться.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям