Забытый поэт некоузской земли

Воспитанники Волжской средней школы Некоузского района под руководством Елены Николаевны Михайловой, учителя географии, вернули к жизни имя своего земляка, талантливого поэта Александра Петровича Суворова, которое одно время было совершенно забыто.

Деревня Федотьево, в которой Александр Суворов родился 22 августа 1924 года, входила в состав Марьинского сельского совета. Именно в селе Марьине Саша окончил начальную школу. Деревянное одно-этажное здание школы сохранилось до сих пор, хотя теперь дети посещают новую каменную школу в здании бывшего детского сада. Сохранилась и двухэтажная больница, где предположительно родился будущий поэт. Можно видеть и частично разрушенную церковь Благовещения на берегу реки Ильдь, где маленького Сашу когда-то крестили.

Холмистая местность, леса, множество деревень в округе, небольшие речушки с перекатами и отвесными крутыми берегами. Тема неброской среднерусской природы с ее скромной красотой, конечно, стала яркой страницей в творчестве самодеятельного поэта. Свое первое стихотворение Александр Суворов написал, будучи учеником четвертого класса Марьинской школы. Родной деревне Федотьево, милым с детства мес-там посвятил Александр

Петрович немало стихов:

Речонка Ильдь

передо мною,

Она узка, неглубока.

Но откровение не скрою:

Моя любовь к ней

велика!

Стою, не в силах

наглядеться,

О настоящем позабыв,

И там, и тут — приметы

детства:

Ольховник, елочки,

обрыв.

В 1937 году Суворовы переехали в поселок Волга. Здесь Александр пошел в шестой класс Волжской школы, а в военном 1942-м закончил десятый класс.

Юность Александра Суворова оборвалась в январе 1943 года с его призывом в армию. Полгода учебы в Ярославском минометно-пулеметном военном училище, а потом сразу Западный фронт:

Помню, наша рота из

училища

Уходила ночью на вокзал.

Пусть винтовку

я не получил еще,

Но твердо, по-солдатски,

прошептал:

— Нет, не зря полгода

в этих зданиях

Боевая выучка росла!

Я приду с победой!

До свидания,

Мой любимый

город Ярославль!

В составе 64-й стрелковой дивизии Александр Суворов освобождал Калужскую область, Брянск, Смоленщину, Белоруссию. В июне 1944 года он принял участие в операции «Багратион», освобождая город Могилев.

Меньше чем за год до окончания войны, в июле 1944 года, был тяжело ранен под сердце у белорусского города Гродно:

Третью ночь бессонную

метаюсь:

Рану жжет — водой бы

из ведра.

— Как дела? — спросила,

улыбаясь,

Ира — медицинская

сестра.

И сразу после лечения в госпитале опять на фронт, теперь уже Прибалтийский. С октября 1944 года по декабрь 1945 года воевал артиллеристом бронепоезда «Щорс» в составе 44-го отдельного Клайпедского дивизиона.

В годы Великой Отечественной войны Суворов сражался штыком и пером. Его стихи печатали во фронтовой газете «Боевой натиск»:

За реку огнем враги

отброшены,

«Юнкерсы» над нами,

словно коршуны.

Выстрелы…

К земле горячим лбом

Прижимают…

Рядом — грохот бомб

И шальных осколков

пересвист.

В трех шагах мой друг —

артиллерист:

Автомат по-прежнему

в руке,

И большая рана на виске.

Сердце сжалось —

велика потеря!

Но переживу, в победу

веря,

Все обстрелы, раны

и бомбежки!

А сейчас бы тишины

немножко…

Очень помогали на фронте, по воспоминаниям самого Александра Петровича Суворова, письма из дома от родных, любимой девушки. Сердце радовалось, когда в минуты отдыха рядом оказывалась заветная гармонь. Особое место в солдатской жизни занимали фронтовые песни.

Мы их пели везде:

На холодных привалах,

В полутемных землянках

И в траншеях сырых.

Так же, как и любовь,

Песни, вы согревали

Боевого солдата

На путях фронтовых!

Вспоминал Александр Петрович, как в 1944 году во время знаменитой операции «Багратион» их дивизию перебрасывали маршем с реки Проня под городом Могилевым в Белоруссии в другое место. Дали залп «катюш». Полтора часа они били фашистов. Все летело вверх: деревья, блиндажи, земля. От домов остались лишь печные трубы. Немцы скрылись в глубине траншеи, но наша дивизия выбила их с этих позиций.

Радостный день Победы Александр Петрович Суворов встретил в Литве, в городе Клайпеде. «Праздник Победы! Он был солнечным, теплым, как будто сама природа праздновала его вместе с нами. С тех пор прошло столько лет, но я не забыл и никогда не забуду счастливые улыбки моих товарищей по оружию, слезы радости в солдатских глазах, смотревших без страха в лицо смерти почти ежедневно в течение четырех лет жестокой войны, — так писал некоузский поэт Суворов в областной газете уже в конце шестидесятых годов. — В послевоенные годы у меня было много радостных дней, но ни один из них не сравнить с Днем Победы. Каким-то особым, волнующим чувством переполнилось сердце».

За освобождение Клайпеды Александр Петрович Суворов награжден орденом Отечественной войны первой и второй степени, медалью «За отвагу».

И вот, наконец, в 1946 году долгожданное возвращение домой, в родной поселок Волга.

Послевоенные стихи Александра Петровича Суворова печатали газета Некоузского района «Вперед», областные газеты.

В мирное время он пишет не только на военные темы, на первое место выходит стихотворный рассказ о счастливой жизни, о людях поселка, о родной шерстопрядильной фабрике имени Розы Люксембург, где с 1948 года и до самой пенсии работал машинистом бойлерной установки в паросиловом хозяйстве —

подавал для отопления фабрики и поселка горячую воду. Был замечательным специалистом, хорошим наставником и помощником молодым.

В эти годы писал и о родной природе:

Долгожданная минутка:

Вот знакомые кусты,

А за ними Сутка, Сутка —

Речка дивной красоты.

И хотя скромна

течением,

Без могучей ширины —

Разве ты не украшенье

Некоузской стороны!

К этим литературным строкам Татьяна Борисовна Заяц, учитель Волжской средней школы, сочинила музыку, и стихи стали своеобразным гимном некоузской земли.

Общительный, доброжелательный, культурный и интеллигентный, образованный и начитанный, хотя высшего образования у него не было — таким поэт запомнился друзьям и знакомым. Любил читать книги по военной тематике, классику. Дома у Суворова была обширная библиотека.

Наверное, одно из самых страшных событий в жизни человека — когда дети уходят раньше родителей. К несчастью, произошло это и в семье Александра Петровича. Похоронив в середине 90-х годов дочь, Александр Петрович вскоре и сам закончил свой земной путь. Остался единственный внук Юрий, живущий в родном гнезде — доме деда в поселке Волга. К сожалению, не удалось увидеть Александру Петровичу своего первого правнука.

Но, может быть, родным талантливого некоузского поэта удастся подержать в руках сборник его лучших поэтических произведений. Инициатором его создания стали педагоги и дети Волжской средней школы. Сегодня ведется активная работа по поиску новых стихов Александра Петровича Суворова, а также спонсоров, которые помогли бы издать литературные произведения самобытного поэта некоузской земли.

P. S. За предоставленные материалы благодарим Елену Николаевну Михайлову, учителя географии Волжской средней школы.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page