Кто толкает рыбаков в браконьеры

Свыше сотни брейтовских рыбаков-промысловиков в нынешнем году фактически остались без работы. Официально им не запрещено, но и не разрешено ловить рыбу в Рыбинском водохранилище. Таким образом, людей поставили перед выбором: либо остаться вовсе без денег, либо становиться браконьерами.

12 ИЮЛЯ в райцентре Брейтово пройдет день села. Местный праздник традиционно сопряжен с Днем рыбака. Это и понятно: брейтовские мужики, если не каждый, то через одного, — рыбаки. Рыбинское водохранилище — вот оно, за околицей села начинается. Руко-творное море и впадающие в него реки почти единственный источник средств к существованию тамошнего населения. Местная промышленность, словно лампадка, едва теплится, сельхозпредприятия в большинстве своем в лежку лежат. Со сбытом молока и мяса — головоломка. Вот и изводят в коллективных и частных хозяйствах скотину, чтобы голова не болела. Единственная отдушина — рыба. Но и эту отдушину

в нынешнем году перекрыли.

Июль на дворе, а в Ярославской области до сих пор не проведены конкурсы среди организаций по распределению рыбопромысловых участков в акватории водохранилища, не определены им квоты на вылов рыбы. Между тем промышленным ловом рыбы в Брейтовском районе занимаются полтора десятка промысловых организаций, в составе которых свыше сотни профессиональных рыбаков.

Последние восемь лет — это сплошные импровизации по части рыболовства. Несколько лет подряд практиковалась выдача лицензий на любительский лов рыбы сетями. Брейтовская межрайонная инспекция рыбоохраны выдавала до 50 лицензий ежемесячно. Одна лицензия — на одну сеть. Количество сетей было ограничено — не более четырех штук на одного рыбака. Примерное соотношение промысловиков и любителей с лицензиями, по данным Рыбинской межрайонной инспекции рыбоохраны, на начало 2002 года было таким: в акватории водохранилища в границах Ярославской области устанавливалось 40000 — 50000 сетей промысловых организаций и свыше 1000 сетей имеющих лицензии индивидуальных рыбаков. Рыбакам-любителям отводились под лов строго ограниченные участки акватории водохранилища, чтобы они не путались под лодками рыбаков-промысловиков. Но они все равно путались и хитрили. То вторгались со своими сетями на промысловые участки, а то покупали лицензию на одну сеть, а ставили до десятка сетей.

Промысловики облегченно вздохнули, когда по распоряжению начальника управления «Верхневолжрыбвода» Николая Прокофьева с 1 апреля 2002 года был введен запрет на лицензионный любительский лов рыбы сетями. По крайней мере, опять стало ясно: с сетями либо промысловик, либо браконьер. Было ясно, кто дает разрешение на промышленный лов рыбы — управление «Верхневолжрыбвода». Было понятно, кто следит за порядком на водохранилище — инспектора рыбоохраны, входящие в структуру государственного управления РФ в составе комитета РФ по рыболовству, а затем сменившего его Федерального агентства по рыболовству. Учитывая рыбную специфику Брейтовского района, по решению управления «Верхневолжрыбвода» в ноябре 2001 года была создана самостоятельная Брейтовская межрайонная инспекция рыбоохраны в составе девяти человек. Прежде

контролирующие функции осуществляли два приезжих инспектора Рыбинской межрайонной инспекции рыбоохраны. Брейтовские инспектора прекрасно знали местных рыбаков как облупленных, знали все тайные места браконьеров.

И ВОТ новый конфликт. В конце июня рыбаки-промысловики гуртом явились к главе Брейтовского района Сергею Карабицкому требовать справедливости. Ситуация сложилась нелепейшая: официального запрета на промысловый лов рыбы нет, но и разрешений на лов рыбы им не выдают, поскольку неясно, какая официальная организация должна выдавать такие разрешения.

Промысловики вели лов рыбы на основании квот. С квотами управление «Верхневолжрыбвода» определялось после проведения промысловых советов, где совместно обсуждали вопросы сохранности рыбных ресурсов все заинтересованные стороны: представители рыбодобывающих организаций, специалисты «Верхневолжрыбвода» и Института биологии внутренних вод РАН, инспектора рыбоохраны. Промысловикам устанавливали лимит на лов ценных пород рыб: судака, щуки, леща. Но затем столичным панам пришла в головы гениальная мысль все переиначить в сфере природопользования, рыбного и лесного хозяйства. Ладно бы дело ограничилось переименованием комитета РФ по рыболовству в Федеральное агентство по рыболовству. Может быть, не было большой беды в том, что главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Минприроды РФ по Ярославской области в 2004 году раздробили на пять или шесть структур. Кстати, с февраля 2005 года бывший брейтовский глава Сергей Карабицкий возглавил одну из них, а именно подразделение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской области. Выиграв выборы нынешней весной, Сергей Иванович вернул себе кресло главы Брейтовского района. И теперь на местном уровне вынужден расхлебывать кашу, которую густо заварили его недавние коллеги — федеральные чиновники.

За два минувших года на федеральном уровне начудили немало. Для начала ликвидировали инспекции рыбоохраны. Несколько месяцев вообще никто не контролировал, что творится в сфере рыболовства. Сейчас контролирует ситуацию в акватории водохранилища Рыбинский межрайонный отдел управления «Россельхознадзора» по Ярославской области. Применительно к Брейтовскому району — два госинспектора. То бишь вернулись к тому, от чего семь лет назад ушли.

Правду-матку резал на встрече с Сергеем Карабицким рыбак-промысловик Михаил Легин:

— Жить у моря без рыбы нельзя. Раньше было все официально, все по документам. Раньше и пенсионер где-то мог себе сеточку на взморье поставить, имея лицензию. Три или четыре года назад лицензии отменили. Остался промысловый лов. А сейчас вообще ничего нет. Мы вдруг стали одномоментно все браконьерами.

Сергей Карабицкий мог разве что посочувствовать рыбакам:

— Они не могут получить разрешения на лов рыбы в связи с передачей полномочий. Сначала полномочия по выдаче квот были в Твери, теперь в Ярославской области надо решать эти вопросы.

Рыбаки смогут работать на законных основаниях после того, как пройдут конкурсы и в акватории водохранилища будут распределены участки между рыбопромысловыми организациями. Но когда это случится — неизвестно. Зато браконьеры сегодня чувствуют себя как рыба в воде. В нерестовый период — с 25 апреля по 3 июня 2008 года — действовал запрет на лов рыбы. Во время рейда

госинспектор «Россельхознадзора» Ирбек Уруймагов на водохранилище в районе села Горелова Брейтовского района обнаружил браконьерскую суперсеть из нескольких ставок общей длиной свыше 600 метров! И вот теперь государство толкает в ряды браконьеров профессиональных рыбаков, оснащенных и лодками, и сетями и, главное, прекрасно осведомленных, где в море уловистые места.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page