Нянька для пчелы майи

Роение пчел, создание новой пчелиной семьи — один из самых ответственных моментов в жизни пчеловода. С последних чисел мая и в июне решается, какой будет пчелиная семья — крепкой ли, здоровой, будет ли приносить работоспособное потомство.

Насколько непрост труд пчеловода, я убедилась на собственном опыте, пробыв более шести часов на пасеке супругов Шалаевых в Рыбинском районе, где всецело помогала Марине Геннадьевне и приехавшему вечером Константину Аркадьевичу управляться с этим беспокойным и постоянно жужжащим хозяйством.

ЖУЖЖАЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО

Поездку к пчеловодам я планировала еще за несколько дней, но прошедший накануне ливневый дождь с грозой нарушил все планы. Утро выдалось хмурое и сырое. Правда, после обеда сквозь тучи стало проглядывать солнце. Не долго думая, я собралась и поехала на пасеку. Еще по дороге зазвонил сотовый телефон: Марина Геннадьевна беспокоилась, что я так и не увижу процесс создания новой пчелиной семьи, потому что роение началось в полную силу.

Еще около калитки она посоветовала снять ветровку. Принесла из дома специальную белую куртку и сетку, закрывающую голову:

— Еще неизвестно, как на ваш организм действует пчелиный яд.

И вот я ступила на пасеку. Здесь творилось что-то невообразимое. Пчелы с жужжанием носились над своими домиками, наматывая на огромной скорости круги. В воздухе стоял такой гул, будто я попала в производственный цех. Один рой уже собрался на сосне, за ним еще предстояло пробираться наверх. А сейчас Марина Геннадьевна, вся вспотевшая, бегала по пасеке с ручкой и блокнотом в руках, куда записывала, произнося вслух, происходящее вокруг:

— Начали роиться пчелы из сорок третьего домика.

В специально сделанной самими пчеловодами роевне буквально на глазах нарастала живая масса насекомых, она ползала и беспрерывно жужжала. А к этой массе подлетали все новые и новые крылатые труженицы. Тут в воздух поднялись пчелы из другого, пятьдесят шестого домика. Марина Геннадьевна снова начала записывать данные в блокнот.

— Пчелы из этого домика роятся уже не первый раз в этом году, — поясняет она. — Днем создастся рой, одну ночь, как в гостинице, побудет в домике, а наутро снова начинает образование семьи. Почему так происходит, объяснить сложно. Роение у пчел — процесс довольно стремительный. Один рой может образоваться минут за десять.

Следующий этап — отделить новую семью от окружающего мира. Марина Геннадьевна принесла из дома белые простыни, и мы начали завязывать роевни.

— Рой нужно завязывать, а то разведчицы присмотрят другое место для семьи, и пчелы улетят. Бывает, что в одном рою находятся сразу несколько семей, такой рой достигает по массе до 12 килограммов, и все пчелы могут сорваться и улететь. Для пчеловода это большая потеря, поскольку пасеку покидают рабочие насекомые и сильные матки, которые сразу могут приносить потомство.

Потерять пчел можно не только по этой причине. У них масса вредителей. Вот сидит на заборе птичка осоед, которая в буквальном смысле караулит крылатых тружениц. Стали питаться пчелами даже дрозды, стрижи и ласточки. Трава на пасеке у супругов Шалаевых всегда выкошена для профилактики появления муравьев, которые могут воровать у пчел мед, оставлять в домике свои яйца и неприятные запахи.

Пока насекомые кружились над плодовыми деревьями на пасеке, нужно было снять рой, прилепившийся к сосне. Я держала лестницу, а Марина Геннадьевна стряхивала плотный ком насекомых в специальную емкость, а потом отнесла его в прохладное помещение пчельника, где насекомые побудут в темноте и немного успокоятся. За вторую половину этого дня образовалось шесть роев. Рекорд был побит несколько дней назад, когда за день было создано одиннадцать пчелиных семей!

После обеда солнце освободилось от туч. Чтобы завязанные простынями рои не перегрелись на солнце, мы принесли воды — полить вновь образованные семьи.

— День начал угасать, поэтому сейчас можно передохнуть и попить чаю, — сообщила моя собеседница.

За чашкой душистого чая с медом Марина Геннадьевна немного рассказала о крылатых труженицах.

— В пчелиной семье существует жесткая иерархия. Каждая пчела выполняет свою функцию: кто-то работает, приносит нектар и пыльцу, кто-то охраняет семью и матку, кто-то летает на разведку, трутни оплодотворяют матку, которая считается основой всех основ. Если она по каким-то причинам погибает, в семье наступает хаос. Пчелы перестают работать, потому что матка не откладывает яйца — кормить уже некого, не надо ни за кем ухаживать, не надо наводить порядок в улье. В этом случае пчеловоду нужно спасать семью. Бывало, что эту семью объединяли с другой, где есть матка. Подсаживали матку из другого роя и клеточку с ней запечатывали вощинкой. Если матка нужна семье, пчелы сами прогрызают вощинку и выпускают матку.

ЖИВАЯ ДОРОГА

Вечером на пасеку приехал Константин Аркадьевич. И начался очередной виток работы, требующий от пчеловода особой внимательности. Новые семьи нужно рассадить в домики. Установка рамок в «магазин», прокладка будущего жилища холстом и накрытие домика крышей.

Константин Аркадьевич устраивает своего рода «дорогу» из листа фанеры, по которой пчелки будут следовать в свой домик. Начинает стряхивать насекомых с роевни. Удивительно, когда перед твоими глазами в одном направлении течет многотысячный жужжащий сплошной поток из пчел. Сначала они не могут разобраться, что к чему, но проходит меньше минуты — и насекомые устремляются к летку. В некоторые моменты даже образуется затор около отверстия в домик, и пчелы натекают на стенку жилища. Тут надо проявлять особую внимательность — в этой массе пчел обязательно найти матку, осмотреть ее, целы ли у нее лапки, крылышки, как она вообще выглядит. Если у нее имеются какие-то повреждения, она уже не будет плодной. Вот матка выныривает откуда-то снизу. Гораздо больше других пчел, стройная, с вытянутым брюшком, она поползла совершенно в другую сторону. Но потом начала двигаться в нужном направлении. И мы втроем опять внимательно смотрим на леток — попала ли матка в домик.

Одна семья устроена на свое постоянное место жительства. Нужно проделать еще пять таких процедур. Пчелы, ароматно пахнущие, жужжащие, в буквальном смысле завораживают.

Уже почти восемь часов вечера. Накопилась такая усталость, что хочется вытянуть ноги. Но тут происходит нечто непредвиденное. Из самого первого домика, куда мы поселили пчел, сплошной живой поток насекомых направился в обратном направлении, на улицу. Видимо, в рое было две матки. Этого не ожидал никто.

Константин Аркадьевич и Марина Геннадьевна, немного посовещавшись, решили оставить насекомых в таком состоянии до утра. Утром они роятся еще раз.

Легок ли труд пчеловода? Я бы не сказала. Более чем за шесть часов, проведенных на пасеке, я устала так, будто на мне целый день таскали мешки. А пчеловод нянчится с крылатыми труженицами каждый день во все времена года. И чтобы получить ценнейшие продукты пчеловодства, нужно вложить в это огромное количество сил, а главное — любви.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page