Николай александрычев: нужно брать задачи сложные, тяжелые, но выполнимые

В Ярославской областной думе наступило затишье, смолкли оживленные дискуссии и горячие споры. Депутаты, напряженно потрудившись, разошлись на летние каникулы. С момента начала работы думы пятого созыва прошло сто дней, и уже можно подвести первые итоги ее деятельности, оценить первые шаги законодателей. О том, чем Ярославская областная дума пятого созыва отличается от своей предшественницы, что успели сделать депутаты и что им предстоит сделать осенью, рассказывает заместитель председателя Ярославской областной думы Николай Александрычев.

— Николай Алексеевич, прошло 100 дней с начала полноценной работы Ярославской областной думы. Как вы оцениваете работу своих коллег? Чем, на ваш взгляд, нынешняя дума отличается от предшествующей?

— Я, наверное, буду объективен, если скажу, что эти сто дней прошли более плодотворно, чем сто дней думы четвертого созыва. Мне кажется, что стало меньше крика, самолюбования, позирования. Зато больше планомерной, продуктивной работы, более вдумчивой, более спокойной. Больше вопросов выносилось на работу в комиссии, где они прорабатывались значительно лучше. Это видно сразу, так как многие законы принимались на думских заседаниях сразу в двух чтениях. Поправок почти не было, хотя вопросы ставились серьезные, сложные: это и бюджет, это и развитие сельского хозяйства, и бюджетный процесс… Поэтому мне кажется, что состав нынешней думы более прагматичный, способный найти конструктивное взаимодействие с исполнительной властью. Хотя, конечно, есть отдельные вопросы, которые по-прежнему решаются достаточно сложно. Но с помощью согласительных комиссий удавалось найти компромисс и нормальные оптимальные решения. Депутатский корпус нового состава более взвешенно подходит к решению вопросов, и, я скажу, наверное, более профессионально.

— Знаете, бытует мнение, что нынешняя дума более послушная, словно причесанная под одну гребенку…

— Если кто-то говорит, что все делается, как скажет «Единая Россия», тот глубоко ошибается. Умный человек прекрасно понимает, что большие права подразумевают прежде всего и большую ответственность. Потому что и спросят-то в первую очередь с «Единой России». Пройдет совсем немного времени, и за эти решения придется отвечать. Поэтому нынешняя дума не более послушная, она, наверное, более ответственная. А ответственность подразумевает вдумчивое и спокойное решение проблемы.

Тем не менее мы, как руководящая фракция, работали, работаем и будем работать со всеми фракциями Ярославской областной думы. Василий Кандыбо, это «Патриоты России», Виктор Кашапов, это ЛДПР, Михаил Парамонов, это коммунисты, очень грамотные люди, и они внесли достаточное количество поправок и законодательных инициатив, которые поддержали и единороссы. С тем же Александром Ивановичем Цветковым мы работали над письмами в правительство и в «Славнефть» по бензину и по акцизам и нашли приемлемое решение. Поэтому наша фракция готова работать со всеми, кто дает какой-то конструктив, а не кричит и исключительно пиарит себя.

— Николай Алексеевич, вы член фракции «Единая Россия», которая составляет большинство в региональном парламенте. Наверное, работать над законопроектами, имея такое консолидированное большинство, стало легче? Да и народных избранников это дисциплинирует, не секрет, что в прошлой думе с дисциплиной были проблемы, случалось, что с трудом собирали кворум, а то и вовсе срывались заседания комиссий из-за отсутствия депутатов?

— В сегодняшней думе, как показали сто дней ее работы, дисциплина гораздо лучше, чем в прошлой. По крайней мере, у нас не было сорвано ни одной комиссии, не было такого, чтобы отсутствовал кворум. Партия — это структура с четкой иерархической вертикалью, и без жесткой дисциплины здесь не обойтись. Мы проводим перед каждой думой заседания фракции, где предварительно отрабатываем все вопросы. По принципиальным вопросам четко оговариваем, какое должны принять решение. Еще раз повторюсь, что большие права — это большая ответственность.

— Как правило, повестка думы всегда насыщенна. За первые несколько месяцев работы думы было уже принято немало законопроектов. Какие из них, по вашему мнению, наиболее значимы?

— Выделю два из всей массы, которые выносились на обсуждение депутатского корпуса. Первый, это, конечно, бюджет. Я, пожалуй, соглашусь с рядом депутатов, которые критиковали правительство области за то, что бюджет, а это очень объемный документ, представили нам поздновато. Крайне мало времени, чтобы детально разобраться. Но на думу пришел губернатор и сам стал представлять бюджет, целый час ему задавали всевозможные вопросы. Он отвечал очень профессионально, сняв все вопросы, которые были ему адресованы. А их насчитывалось около 15. Поэтому бюджет был принят в двух чтениях. Да, конечно, есть дефицит, есть проблемы. Но каждый последующий бюджет немножко лучше бюджета предыдущего. Это позволило нам, допустим, сделать те же бесплатные завтраки учащимся младших классов, повысить зарплату опекунам.

Второй законопроект, который бы я выделил, это закон о поддержке сельхозпроизводителей. Меня как-то давно критиковали за мой ответ на вопрос, надо ли поддерживать сельхозпроизводителей. Я сказал, что надо, но не всех. Необходимо поддерживать тех, кто подготовит нормальный бизнес-план, кто понимает, что такое земля. А если раздать всем сестрам по серьгам, то, как это зачастую бывает, деньги просто исчезнут. Поэтому этот закон прежде всего ориентирован на тех хозяйственников, которые могут, хотят и умеют работать, которые деньги будут вкладывать в техническое перевооружение производства, которые будут строить новые коровники, закупать новые технологии, новый скот. Мы имеем огромные посевные площади, огромные угодья для выращивания кормовых трав. Поэтому вопрос о поддержке сельского хозяйства так важен, от него зависит, что мы дальше будем кушать, как будет жить наше население, по какой цене и у кого будут покупаться продукты.

Мы этот закон приняли. Я должен еще сказать, что этот документ был очень качественно проработан областным правительством: прошли два выездных заседания, публичные слушания. Планы поставлены весьма амбициозные, предусматривающие почти 22-процентный рост продукции сельского хозяйства за 4 года! Но главное — наконец-то государство начало понимать, куда мы движемся. Бюджет программы на эти четыре года предусматривает 20 миллиардов, из них 5 миллиардов — средства области, 5 дает федеральное правительство и 10 — внебюджетные источники.

Еще можно отметить ряд законов: о гербе и флаге Ярославской области, о развитии малого и среднего бизнеса, о бесплатном питании младших школьников, о бюджетном процессе, ряд обращений, из которых самые серьезные — в адрес ОАО «Славнефть» и обращение премьеру Путину по ценам на топливо.

— Николай Алексеевич, вы не новичок в областной думе. Но если раньше вы были рядовым депутатом, то сейчас — вице-спикер. Это новый статус, новые обязанности, новые задачи. Кроме того, вы человек с большим опытом руководящей работы, управлялись с таким крупнейшим областным предприятием, как ЯМЗ. Чем легче командовать, промышленным гигантом или депутатским корпусом?

— Депутатским корпусом командовать сложно, потому что в думе мы все равные, а я один из старших среди равных. Конечно, работать в исполнительной власти, а завод — это исполнительная власть, с одной стороны, проще: приказал и сделали. И не дай Бог, не сделают — наказание будет очень серьезным, если, конечно, не форс-мажор. С другой стороны, и тут, и там огромная ответственность — ответственность за принятие сегодняшних законов проявится в более отдаленном периоде.

Иногда приходится принимать законы крайне непопулярные, которые не всем нравятся. Но я всегда повторяю: это как то горькое лекарство, которое нужно выпить сегодня, чтобы завтра область жила нормально и стабильно, чтобы был реальный бюджет. Когда идешь по цехам, ты прекрасно понимаешь, что в ответе за своих рабочих, каждый из которых должен вовремя получать зар-плату, у каждого из которых есть семьи и их надо кормить. И депутаты наши по большому счету должны ответственно относиться ко всем обращениям граждан и понимать, от того, как мы сработаем в законодательном собрании, зависит, как завтра будет жить область. Здесь недопустим популизм.

Нужно работать вместе и параллельно с властью исполнительной, потому что у нас цель одна. Цель наша ясная и понятная: чтобы с каждым годом население Ярославской области жило немножко лучше, чем сегодня. Если мы это сделаем, я скажу, что в какой-то мере мы задачу выполнили.

Что касается функциональных обязанностей, я курирую работу четырех комиссий: социальной, законодательной, регламентной и аграрной. Все комиссии расходные.

Образование, здравоохранение, культура, соцподдержка — это все затраты и затраты. За мной закреплены вопросы внутреннего функционирования думы, подготовка совещаний, пленарных заседаний, заседаний советов думы, кроме того, курирую работу молодежного парламента, а при отсутствии нашего спикера исполняю текущее руководство думой и ряд представительских функций.

— Расскажите, какие наиболее важные законопроекты предстоит рассмотреть комиссиям и думе до конца 2008 года?

— Я бы выделил два основных. Очень надеюсь, и мы должны это сделать, — принять социальный кодекс. За долгие годы существования областной думы в Ярославской области был принят ряд социальных законов, одни из которых работают, другие не работают, а третьи просто лежат на полках. Социальный кодекс призван систематизировать все то, что наработано за это время. Мы должны все проанализировать и все, что не действует, убрать, все, что не работает по каким-то причинам, устранить причины, все, что работает, объединить, что-то добавить. Это серьезнейший закон, над ним сейчас работают почти все департаменты. И я думаю, что в сентябре дума уже приступит к рассмотрению проекта социального кодекса.

Ну а самый главный вопрос — это, конечно, бюджет, который должен быть ориентирован на результат. Ушли в прошлое затратные бюджеты, когда много денег зарывается в долгострой, распыляется на заведомо невыполнимые задачи. Нужно брать задачи сложные, тяжелые, трудновыполнимые, но выполнимые. Чтобы тянуться изо всех сил, но обязательно дотянуться. Я с губернатором полностью согласен: весь долгострой прекращать. Есть средства — построили, а уж если не построили — разбираться на самом серьезном уровне. И еще следует указать, кто конкретно ответственен за каждый пункт, строку бюджета. Когда бюджет ориентирован на результат, будет понятно, как сработало правительство. Наверняка будет и ряд поправок в социальные законы. Мне кажется, осень будет очень напряженной.

— Николай Алексеевич, не сожалеете, что согласились на столь хлопотную и непростую должность?

— Вы знаете, я по своей натуре всегда стремлюсь двигаться вперед. Я пришел на моторный завод инженером-технологом, но всегда мечтал стать главным инженером. Чтобы осуществить свою мечту, перешел в мастера, а через четыре года, в 26 лет, уже был заместителем начальника инструментального производства, в подчинении у меня находилось 1600 человек. Потом я работал председателем совета трудового коллектива, заместителем и первым заместителем генерального директора, исполнительным директором, генеральным директором. Я никогда не останавливался. Когда у меня случалась остановка, старался развиваться вширь, закончил второй институт, начал писать кандидатскую. Всегда стремился чем-то себя занять, главное, чтобы не было вакуума. Завод я сдал в идеальном состоянии, это была команда профессиональных менеджеров, которые готовы вкалывать за идею.

В думу на постоянную работу я перешел вполне осознанно. Моя нынешняя деятельность, хоть она и иного характера, чем на заводе, требует не меньших знаний, усилий и внимания, и я думаю, что результат от нее будет.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page