Компенсация за смерть сына

Четыре долгих года провел ярославец Вячеслав Мухин за решеткой. В 2002 году мужчина был осужден на 6 лет за грабеж и отбывал срок сперва в колонии строгого режима, а затем в учреждении ЮН-83/8 Ярославля.

Невинно осужденный, Вячеслав так и не дождался своего освобождения — он умер прямо на нарах 24 июля 2006 года.

Этой развязки можно было избежать, получи администрация тюрьмы вовремя постановление президиума Ярославского областного суда, признавшего заключенного невиновным.

Адвокат Борис Моисеевич Тавровский третий год как занимается делом Мухина.

— Конечно, мой подзащитный, ранее судимый за грабеж, был далеко не самым добропорядочным гражданином нашего города, — признается Борис Моисеевич. — Но согласно презумпции о невиновности у него было право до конца бороться за свою реабилитацию.

А бороться было за что. В ту ночь, 7 августа 2002 года, Вячеслав на пару со своим другом Максимом Беловым зашли в круглосуточный магазин за покупками. Там они увидели двух молодых людей. Накануне у знакомой Белова украли сумку с документами, и Максим заподозрил в незнакомцах тех самых воришек. Пока друг разговаривал с молодыми людьми на улице, Мухин, не зная о предмете разговора, держался в стороне. Но после того как Максим обчистил барсетку и карманы незнакомцев, Вячеслав решил помочь товарищу и потребовал, чтобы парни зашли в магазин и не выходили до тех пор, пока они не скроются.

Во время следствия потерпевшие давали противоречивые показания, из которых трудно было определить, какова роль Мухина в преступлении. Однако суд это не принял во внимание и назначил ему суровое наказание, без учета смягчающих обстоятельств — наличия на иждивении у подсудимого малолетнего ребенка.

После того как коллегия областного суда сначала отклонила кассационную жалобу, а председатель — надзорную, Борису Моисеевичу оставалось уповать только на последнюю инстанцию — Верховный суд РФ. Ответ не заставил себя ждать. И буквально через 20 дней после обращения адвоката, 7 июня 2006 года, Верховный суд постановил передать надзорную жалобу вместе с уголовным делом на рассмотрение президиума Ярославского областного суда. Такие постановления, как правило, предрешают исход дела.

Вячеславу Мухину несказанно повезло, что верховный судья оказался принципиальнее ярославских коллег и правильно оценил доказательства невиновности подсудимого. А такое случается редко.

Незаконно отбывавшего наказание Мухина на воле ждали гражданская жена и родители-пенсионеры.

После смерти сына им ничего не оставалось, как написать заявление о возмещении морального вреда.

Борис Моисеевич, прикидывая, сколько запросить с государства за физические и нравственные страдания своего подзащитного, поднял практику Европейского суда по правам человека. За границей в подобных случаях выплачивались баснословные, по нашим меркам, суммы — до двухсотпятидесяти тысяч евро. В итоге минимальный размер суммы компенсации составил 1,5 миллиона рублей в пользу родителей Мухина.

Борис Моисеевич по поручению гражданской жены и родителей Вячеслава обратился с иском в Кировский районный суд. Судья иск отклонил, сославшись на то, что только подсудимый имеет право на компенсацию. Тогда адвокат подал кассационную жалобу в Ярославский областной суд, который отменил предыдущее решение и дело вернул обратно в районный суд, но он вновь в удовлетворении иска отказал.

До сих пор не ясно одно: почему родители, все эти годы страдавшие от разлуки с сыном, не могут получить деньги?

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page