Гениальность и вырождение

Недавно в ярославской библиотеке N 13 имени Достоевского побывал известный достоевед доктор медицинских наук Николай Николаевич Богданов. Он приехал не с пустыми руками. На этот раз он сделал подарок не только библиотеке, сотрудники которой вот уже много лет занимаются изучением генеалогического древа рода Достоевских.

Недавно в ярославской библиотеке N 13 имени Достоевского побывал известный достоевед доктор медицинских наук Николай Николаевич Богданов.

Он приехал не с пустыми руками. На этот раз он сделал подарок не только библиотеке, сотрудники которой вот уже много лет занимаются изучением генеалогического древа рода Достоевских. В своем выступлении он рассказал о выдающемся антропологе, авторе уникальной книги «Хроника рода Достоевских» Михаиле Васильевиче Волоцком. Михаил Васильевич — уроженец Ростова Ярославского. В этом году исполнилось 115 лет со дня его рождения. Таким образом пантеон именитых персоналий земли Ярославской пополнился еще одним именем, о котором, к сожалению, ярославские историки и краеведы забыли.

Но прежде несколько слов о Николае Николаевиче Богданове. Его с полным правом можно назвать продолжателем дела, начатого более 80 лет назад Волоцким. За годы работы по изучению родословия Достоевских он выпустил в свет немало статей по этой теме. Материалы в основном носят характер уточнений, дополнений, а по сути являются продолжением исследований Волоцкого. Так что интерес Николая Николаевича к личности своего предшественника, к методам его работы вполне закономерен. Два года назад в альманахе «Достоевский и современность» была опубликована статья Николая Николаевича Богданова «Михаил Волоцкой и его «Хроника рода Достоевских». На основании этой статьи и подготовлен данный материал.

ЕВГЕНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

Ярославский период жизни Михаила Васильевича Волоцкого изучен мало и еще ждет своих исследователей. Известно, что родился он 13 апреля 1893 года по старому стилю. Впрочем, в метрическом свидетельстве, выданном Ярославской духовной консисторией, дата рождения будущего ученого значится как 14 апреля. Его отец Василий Николаевич преподавал в это время в городском начальном училище Ростова. Остается только предполагать причины, по которым отпрыск столь мощного дворянского рода Волоцких, известного в российской истории с 1508 года и искони селившегося в Вологодской губернии, очутился в наших местах.

В 1918 году Михаил Васильевич Волоцкой окончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета и остался на стажировку при основоположнике отечественной антропологии профессоре Дмитрии Николаевиче Анучине. С осени 1921 года в Москве начинает свою деятельность Русское евгеническое общество (РЕО), в состав которого входит и Волоцкой. Для непосвященных поясню, что евгеника есть теория о наследственном здоровье человека и путях его улучшения. Ее идеологом был английский ученый Френсис Гальтон. Что подвигло новую власть в годы кровавого террора дать добро на генеалогические исследования? Уж не на создание ли новой человеческой формации замахнулись большевики? Ведь генеалогическому анализу подверглись лучшие из лучших: Пушкин, Лев Толстой, Шаляпин, Горький, Есенин. Правда, не один из этих анализов не дорос до объема книги. А просуществовало евгеническое общество целых восемь лет. Результаты его работы не утратили своего значения и доныне.

В мае 1923 года Михаил Волоцкой прочел доклад, касающийся генеалогии Достоевских. Со дня встречи Волоцкого с внучатым племянником великого писателя Милием Федоровичем Достоевским прошло чуть больше года. Именно этот день — 5 марта 1922 года — Михаил Васильевич Волоцкой считал началом работы по изучению родословия Достоевских.

Но прежде чем приступить к рассказу о работе над «Хроникой рода Достоевских», будет нелишним упомянуть о том, что Михаил Васильевич Волоцкой достиг немалых успехов в области изучения морфологии и антропометрии кисти, а также индивидуальной наследственной и географической изменчивости папиллярного рельефа человека (пальцы, ладони, стопы). Его работы по изучению волярного рельефа приматов до сих пор не потеряли своего значения. Михаил Волоцкой остается крупнейшим отечественным специалистом в этой области. 1 февраля 1938 года Советом МГУ ему была присуждена степень кандидата биологических наук без защиты диссертации, а через два года он стал доцентом.

КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ ВОЗНИКАЛО НЕМАЛО

Несмотря на многочисленных, тогда еще живых потомков Федора Михайловича Достоевского, сбор информации для «Хроники» был сопряжен с большими трудностями. Связано это было прежде всего с тем, что Волоцкого интересовали не столько фактологические данные, сколько личностные характеристики представителей рода в их биологическом, медицинском и психологическом аспектах.

Вот что пишет Михаил Васильевич в одном из писем племяннику писателя Андрею Андреевичу Достоевскому: «Отдельные дегенеративные признаки представляют для меня, в данном случае, интерес лишь постольку, поскольку подтверждают связь гениальности и одаренности с вырождением, в то время как здоровая посредственность лишена как того, так и другого».

Конфликтных ситуаций возникало немало. Вопрос о распространенности алкоголизма в роду Достоевских вызвал замешательство у Андрея Андреевича и весьма негативную реакцию племянницы писателя Екатерины Михайловны Достоевской. Закончилось тем, что она вообще отказалась помогать исследователю. Да и другие потомки рода Достоевских скрупулезно фильтровали необходимую информацию, порой искажая ее или вовсе о ней умалчивая. А ведь именно такой подход к раскрытию темы позволил книге «Хроника рода Достоевских» стать единственной попыткой человека не метафизическим, а аналитическим путем проникнуть в тайну природы гениальности.

Закрытость архивов, недоступность многих печатных источников не позволяли Волоцкому проверить полученную информацию. Но куда серьезнее были проблемы другого рода. Знал бы отец писателя, вернувший своему роду утраченное дворянство, чем это обернется для его потомков. 27 июля 1919 года как заложника из числа бывших офицеров после дезертирства его брата из Красной Армии, которого в действительности не было, расстреляли внучатого племянника писателя Дмитрия Николаевича Голеновского. А немногим раньше в селе Красном под Ярославлем карательным отрядом, подавляющим последствия контрреволюционных волнений, был убит муж внучки Андрея Михайловича Достоевского Сергей Николаевич Ленин. По иронии судьбы именно отцу Сергея Николаевича обязан своим бессмертным псевдонимом вождь мирового пролетариата. Осенью 1930 года в Ленинграде по так называемому делу академиков был арестован племянник писателя Андрей Андреевич Достоевский.

Конечно, Волоцкой не мог даже помышлять о том, чтобы обнародовать эти факты в своей «Хронике».

ЭТО ОБРАЗЦОВАЯ РАБОТА

По окончании работы над книгой начались трудности с ее изданием. 24 октября 1930 года Михаил Васильевич Волоцкой пишет письмо Луначарскому, в котором, в частности, значится: «Я обращаюсь к Вам с просьбой оказать свою помощь в трудном и длительном рождении моей работы на свет. Если бы удалось двинуть дело быстрым темпом, то есть еще надежда, что книга выйдет в юбилейном, 1931 году (110-летие со дня рождения Федора Михайловича Достоевского). Я надеюсь также, что она выйдет с обещанным Вами предисловием». Книга вышла только через три с лишним года с предисловием известного отечественного психиатра Петра Зиновьева. В августе 1934 года писатель и литературовед Леонид Петрович Гроссман писал автору «Хроники»: «Это образцовая работа, увлекающая новизной постановки главной темы и свежестью собранных материалов. От всей души желаю Вам, себе и всем «достоевцам» скорейшего выхода второго тома». Увы, второго тома читатели так и не увидели, хотя последние 10 лет жизни Михаил Васильевич занимался сбором материалов для книги, касающейся непосредственно личности Федора Михайловича Достоевского. Нынче все эти наработки хранятся в Российском государственном архиве литературы и искусства.

В годы Великой Отечественной войны Волоцкой не покинул Москвы. Вместе с немногочисленными коллегами он заботился о сохранности уникальных коллекций Музея и Института антропологии при МГУ, дежурил по ночам на крышах московских домов. Осенью 1943 года, участвуя в разгрузке имущества университета, вернувшегося из эвакуации, он упал из кузова внезапно тронувшейся машины и получил сильнейшее сотрясение мозга. Год спустя, 4 октября 1944 года, он умер от сердечной недостаточности в одной из клиник Москвы. Могила Михаила Васильевича Волоцкого находится на Ваганьковском кладбище.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page