Федор собинов и леонид волков…

Именно так запомнят эти имена туристы из Америки, Австралии и других стран.

ПАРОЧКА пожилых американцев немного оторопела от нашего ломаного английского и, немного поразмыслив, в голове и так одна каша, все же пошла на контакт.

— О! Нам показывали памятники двум известным людям… Федору Собинову…

— И Леониду Волкову… Так, кажется?

Сегодня в Ярославле не так много памятников. И уж, наверное, туристам можно было показать хотя бы некоторые из них — Собинову, Волкову, Некрасову, Ярославу Мудрому. И рассказать, что это за люди. А как это происходит? «Посмотрите направо. Нет, налево… Теперь уже сзади…». Вот таким способом, как говорят, галопом по Европам, показывают американцам город. И австралийцам, и чехам, и французам. Вообще всем пришельцам из-за границы.

Как объяснила один экскурсовод, Ольга, это связано с малым количеством времени.

— Мы проводим обзорную экскурсию. Когда проезжаем мимо памятников, то рассказываем о них, — с акцентом, употребляя английские слова, говорит Ольга. — Мало… time, времени, да и самим иностранцам неинтересно. Вы должны понять, что они, американцы и австралийцы, простые обыватели. Многие из них читать и писать не умеют, а уж тем более не знают, кто такой Некрасов. Им интересно… — тут Ольга делает паузу, — сasual, обычная жизнь. Иностранец лучше походит по рынку и посмотрит, что простой народ покупает себе на стол. А всякие памятники, церкви им неинтересны — они уже много путешествовали.

Складывается впечатление, что этих иноземцев к нам как на сафари привозят. Мол, посмотрите, они вовсе не кусаются, не ходят круглый год в валенках, да и медведи по улице толпами не бегают.

За увлекательным процессом наблюдения за непостижимой русской душой времени на памятники совсем не остается.

— Что на них смотреть? Они же не живые! Сидят и сидят себе на постаменте и днем, и ночью. Купил с ними открытку и доволен, — говорят сами туземцы.

— Единственный памятник, которым действительно интересуются иностранцы, — продолжает Ольга, — это памятник Ярославу Мудрому. Да и то потому, что он на тысячерублевой купюре изображен!

В другой туристической группе экскурсовод сказала нечто похожее.

— Когда мы из Питера приезжаем, то все эти церкви им уже вот где, — и Вера, молоденькая девушка, недавно окончившая универ, проводит ладонью у горла. — Памятники мы вообще не показываем. Зачем? Да и какие?

Дожили… Экскурсоводы не знают про памятники. Мы, не подготовленные к этому люди, сможем назвать примерно семь памятников, а то и больше — Некрасову, Ярославу Мудрому, Волкову, Собинову, Трефолеву, Ленину (причем и стоячий, и сидячий), Толбухину, Пушкину. А ведь это еще не все. Ведь немногие знают, что у главного корпуса ЯрГУ установлен памятник Богдановичу. Или куда показывает своим пальчиком дедушка Ленин, стоящий на Красной площади? Как бы это ни было смешно, но он показывает на СИЗО в Коровниках. Мол, верной дорогой идете, товарищи. При нас, например, дети пугались памятника Троице, что на Стрелке стоит.

Про памятник Ярославу Мудрому отдельный разговор. Многие жители города до сих пор не понимают, что находится в левой руке у князя. Больше всего это напоминает торт. На макет города, как планировали разработчики, не очень-то и похоже. Да и смотрит он тоже непонятно куда… Видать, по совету Ленина смотрит в ту же сторону.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page