С пятнадцати лет — почтальоном

Вера Павловна Зяблова — одна из самых старейших почтовых работников Мышкинского района. Сорок лет она отработала сельским почтальоном. В 1968 году, закончив восемь классов в Коптевской школе, пришла в отделение связи в деревне Синицыно.

Все тропки-дорожки между здешних полей и соснячков по берегам Волги исхожены пешком, изъезжены на велосипеде, а зимой, случалось, и на лыжах. Деревни в округе на высоких песчаных местах стоят красивые.

За последние десятилетия здесь, близ станции Волга, немало было разных происшествий. И воры-иконники промышляли, а то и цыгане будоражили население. Все эти лихие события обошли сельского почтальона стороной. В ее трудовой биографии — никаких происшествий. Конечно, злые деревен-ские собаки кусали. Но к ним она постепенно привыкла. «С собакой установить хорошие отношения легче, чем с человеком, — улыбается Вера Павловна. — Просишь, просишь хозяина, чтобы он пса привязал. Нет, все забывает. А собаку встретишь ласковым словом на околице да печеньем угостишь, она в следующий раз и лаять на тебя не будет».

На всю жизнь Зябловой запомнилось, как молния бьет в высоковольтную линию. Под грозу попадала не раз. Но серьезно за все четыре десятилетия она испугалась только однажды. Это когда в Серкове на нее корова напала. Была у одной хозяйки такая животина, как говорится, кувырячая. Обычно буренки спокойные. А эта сорвалась с поводка, погналась, чтобы на рога поддеть. И хозяйка ничего с ней сделать не может. Только крикнула Вере Павловне: «Беги!» А та на велосипеде — никак скорость набрать не может. Заскочила в соседний двор. А там овчарка огромная. Думала, укусит. Нет, овчарка оказалась умной. Бросилась не на человека, а на скотину и отогнала ее. «Защитила меня! — говорит Зяблова. — А потом хозяева от этой коровы избавились».

Прежде здешний колхоз «Приволжье» своими льнами и зерновыми славился не только в Мышкинском районе, но и в области. В середине семидесятых годов минувшего века тут намолачивали до 50 центнеров с гектара зерновых. В те годы в Мышкине часто отмечали здешних комбайнеров. Один из них, Павел Николаевич Краюхин, работал на комбайне до 75 лет. Последний раз в поле выехал в прошлом году. Он награжден двумя орденами Трудовой Славы — II и III степеней. Это отец Веры Павловны. Другой комбайнер — значительно моложе, но тоже успевший получить правительственные награды Владимир Иванович Зяблов, — стал ее мужем. Незаметно подросли двое детей. Наталья работает в райцентре, в отделе статистики администрации. А Ирина уехала в Рыбинск, где стала кондитером.

Земля здесь, рядом с железной дорогой, пользуется спросом, в деревнях много дачников, селения не пустеют. Зяблову знают все. И она всех знает. В Тараканове, например, жила известная знахарка Александра Алексеевна Мухина. К ней и из других районов сюда приезжали. Разные мази из трав делала и заговоры знала. Хоть от той же зубной боли. Умерла в 2004 году, дожив до 97 лет.

Есть и хорошие новости у почтальона. В Рудиной Слободке церковь Тихвинской Божией Матери реставрируют. Здесь когда-то в лесу тридцать лет в землянке прожила святая подвижница, старица Ксения Красавина. Поблизости медведь ходит. Однажды мальчишка видел, как он на помойке прошлогодней картошкой лакомился. Смиренный мишка, увидит людей — сразу же скрывается. Многое переменилось за сорок лет в здешней стороне. Колхоз «Приволжье» пришел в упадок, поля не паханы. Из Синицына почтовое отделение перенесли в Коптево. Оно перешло к Некоузскому почтамту. Заметно меньше стало работы у почтальонов. Прежде почти в каждый дом выписывали центральные газеты. Много посылали писем. Особенно на Новый год или 8 Марта. Тогда Вера Павловна усаживалась на пол и раскладывала вокруг себя две с половиной сотни конвертов и открыток. А теперь случаются дни, когда в почтовой сумке нет ни одного письма.

Какие зарплаты у сельского жителя? Их по нынешнему росту цен и тарифов даже и называть стыдно. Поэтому и подписчиков на селе становится все меньше. Но это не значит, что Зяблова едет на своем велосипеде налегке. Теперь она везет бутылки с подсолнечным маслом, консервные банки с тушенкой. Выполняет заказы из разных деревень. Теперь на почте так подрабатывают, чтобы свести концы с концами. В отделении открыт магазин. Продашь товаров на одну тысячу — получишь 60 рублей.

Почтальона по-прежнему в деревнях ждут. И не только ради бутылки растительного масла или пенсии. Или долгожданного письма от сына из армии. Просят передать оплату за газ, за электричество. Особенно пожилые люди. Как им откажешь? Забот у сельского жителя больше, чем у городского. И Зяблова тоже, как все, держала свое хозяйство, огород. Одно время даже две коровы. Теперь уже силы не те, уставать стала. Но и выйдя на пенсию, она не думает пока о том, чтобы бросить привычную работу.

Забот всяких немало и у заведующей почтовым отделением Валентины Владимировны Лобовой. «Велосипеды нам не дают, приходится ездить на своих, — говорит она. — И еще одно беспокойство. Нынче здесь должны запустить в эксплуатацию котельную. А мы, то есть почтовое отделение, остаемся без газа. Нас не подключили. Хоть и лето, но о зиме пора позаботиться. С дровами — тоже проблема. Не знаем, где их теперь достать».

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page