Под мусором погребенные

Одни из нас поддерживают чистоту улиц, свободные от мусора дворы и парки собственными силами. Таков их образ жизни. Другие рушат эту гармонию легко и просто. Одно движение руки — и очередные бутылка или обертка приземляются на чистый газон. Или очередной пакет с мусором летит на самоорганизованную свалку. Жизнь идет, бардак продолжается. Втянутыми в него оказываются даже мертвецы.

О засоренности муниципального кладбища Северное рядом с поселком завода «Резинотехника» мы слышали не раз. Поэтому приехали убедиться в этом сами.

Зашли не с парадного входа, а с дальнего конца. Первые скопления мусора встречаем сразу на окраине. Одна куча разместилась посреди могил. Возможно, несколько из них находятся прямо под завалом. Другая «баррикада» протянулась вдоль тропинки. Ветки, трава, бутылки, пакеты, венки с могил. Сверху черная ленточка с надписью «От детей и внуков». Черный юмор действительности.

В другом месте три могилы подряд накрыло упавшее дерево. Вопросов накапливается все больше и больше. Если кладбище муниципальное, то кто должен следить за порядком?

По дороге идет маленький сухонький старичок. Пытаемся заговорить с ним. Показывает на уши:

— Плохо слышу. А здесь у меня жена.

Смотрю на него и молча протягиваю руку в сторону ближайшей мусорной горки. Старичок смотрит туда, мгновенно закипает и брызгает горячими односложными восклицаниями:

— Ужас! Ой, беда! Ужас! Ужас!

Обреченно машет рукой и причитая скрывается за поворотом.

Наконец попадаем в район захоронений, который расположен вблизи главного входа. Посетителей здесь гораздо больше.

— Платили такие громадные деньги за захоронение — и никакого порядка! Кто все это должен убирать? — кивает на громадные свалки кладбищенского сора Валентина Адамовна Малинина. — Это же ведь годами здесь лежит, и никто ничего не делает!

Сама она приходит ухаживать за могилой своей мамы. Порядок за оградкой настолько идеальный, что сознание отказывается верить в возможность подобного. Аккуратный холмик могилы, гладкая, ровная земля без единой травинки. Чуть ли не веником выметено.

Понятно, что такой аккуратный человек хочет и за пределами своих владений видеть порядок. Там, где его должны поддерживать другие.

Неподалеку на могилках своих родственников прибираются две Галины Николаевны.

— Ой, «Золотое кольцо»? А я как раз хотела вам уже письмо написать про весь этот бардак, который тут устроили, — говорит одна из них и оглядывается на ближайшую кучу мусора высотой в человеческий рост.

— Должна же быть емкость какая-то, куда можно сваливать все. Сейчас ничего такого нет. А до обочины дороги народ тащить не хочет. Многие и старые слишком для этого, — добавляет другая.

Смотрительница кладбища Северное Ирина Андреевна (категорически отказалась называть свою фамилию) в ответ на наши вопросы по поводу мусора озвучивает свои проблемы:

— Народ сам устраивает среди могил самовольные свалки. Вот в Пасху еще раздавали всем бесплатные пакеты. Убрались бы и вынесли в контейнер на обочину дороги. Нет, большинство эти пакеты оставили или у чужих могил, или просто посреди кладбища. До дороги никто почти не донес. А там бы их легко могла забрать машина.

Таким же образом, как говорит смотрительница, дело обстоит и с прочим мусором. Люди сами не хотят следить за порядком. Потом жалуются.

Резонно, только вот никакого контейнера мы так и не обнаружили. На это получили ответ, что вскоре его все-таки установят. Все сразу сделать трудно. Правомерные претензии посетителей, по словам смотрительницы, передаются руководству и учитываются.

Рядом очередную свалку среди могил ликвидируют молодые рабочие — студенты, которые подрабатывают летом. Под горой хлама оказалось погребено целых три могилы.

За лето рабочие вынесли с кладбища бесчисленное количество мусора. Считать, сколько именно, бесполезно. Убирали и упавшие деревья. И все равно видно, что со всем они не справляются. К тому же буквально на их глазах посетители образуют новые свалки. Впечатление от увиденного создалось простое, гладкое и гадкое.

Есть сознательные люди. Они хотят порядка и поддерживают его. Другие живут по двойным стандартам. Прибираются только в маленьком мире своей могильной оградки. Результаты уборки скидывают в миры других. Часто просто хоронят чужих покойников под мусором. Над своей могилой скорбят, на прочие плевать.

С другой стороны, рабочих явно недостаточно. Мы видели всего несколько человек. Им до желтых бабочек сентября с такой уймой работы не справиться.

Грешным делом, у нас даже возникла мысль: почему бы не бросить на уборку тех, кому дали пятнадцать суток исправительных работ? Так или иначе, но проблему надо решать с разных сторон. Жестче контролировать выброс мусора людьми. Более активно ликвидировать старые кладбищенские свалки.

/>

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page