Глядя на нарядных деток

В год законодательного утверждения обязательного всеобщего среднего образования Юркинская школа приняла четырех новых учеников: именно столько ребят пришли учиться в первый класс в 2007 году.

Ситуация не самая худшая и, увы, уже типичная для сельских школ: Юркинская школа — неполная, 9-классная, а в соседнем, как считается, большом селе Вощажникове с населением более 500 человек и средней школой первоклассников ныне только двое. С перспективой малокомплектных классов и даже отсутствия отдельных классов по причине недобора учеников юркинские педагоги столкнулись в середине 2000-х годов. Первый класс не был набран в 2005 году, дети 1998 года рождения. Такая же перспектива — ни одного первоклассника — ожидает школу и в 2008 году. Прогноз на ближайшие годы: от 2 до 4-5 учеников в первых классах — дети 2002 — 2005 годов рождения, с учетом приезжающих из других деревень. Прежде добирались дети всех возрастов в школу рейсовым автобусом, теперь здесь курсирует школьный автобус. На этом фоне уместно сравнение: в начале 2000-х годов в первых классах по 6 — 8 учеников, в середине 1990-х — дети конца 1980-х годов рождения — по 10 — 12 учеников, в 1980-х годах — около 15 учеников в классах — обычный для сельской школы того времени уровень, в 1970-х — в классах по 20 учеников, в 1960-е годы, в период расцвета поселка и притока населения в открывшийся леспромхоз набиралось по два параллельных класса.

Перспектива малокомплектной школы и совмещенных классов стала актуальной для Юркинской школы. Уроки физкультуры, трудового обучения в совмещенных классах проводятся уже не первый год, теперь настала очередь начальной школы. Усугубляет проблему нехватка учителей. В то время, как одна из учительниц находится в отпуске по уходу за ребенком, другой приходится вести все классы начальной школы. В минувшем учебном году их было три по причине отсутствия второго класса, столько же и в нынешнем: Елена Вячеславовна Хромуничева ведет первый, второй и четвертый классы, третий отсутствует. Первоклашки занимаются отдельно во вторую смену, второклассники и четвероклассники — 4 и 7 учеников соответственно — вместе в одной классной комнате в первую смену. Учительница поочередно задает задания и опрашивает учеников каждого класса, в это время другой класс выполняет свое задание. Можно спорить о качестве такого обучения с точки зрения современной педагогики, но практика такая для сельской школы не нова. Именно так учились сельские дети в довоенные и послевоенные годы, как, впрочем, и в дореволюционное время, когда начальное образование получали в церковно-приходской школе в соседнем селе Веска, впоследствии — начальной четырехклассной, просуществовавшей до конца 1940-х годов и открытия в Юркине семилетки, а потом восьмилетки. По воспоминаниям учившихся в начальной школе старожилов, ныне бабушек и прабабушек поколения первоклассников, две учительницы вели по два класса — первый с третьим и второй с четвертым, занимавшиеся совместно на двух разных этажах школы. Еще в 1960-х годах свои начальные школы имелись в округе в каждом сравнительно немаленьком селе, собиравшие учеников из окрестных деревень в радиусе 4 — 5 километров. Все они были закрыты в начале 1970-х годов в связи со стремительным сокращением сельского населения.

Глядя на нарядных деток, пришедших с букетами цветов первый раз в свой первый класс, хочется верить, что эта участь не постигнет их школу, где смогут они полноценно получать образование, не чувствуя своей ущемленности в сравнении со сверстниками из города: будут изучать здесь математику, физику, химию, биологию, географию, иностранный язык при современном оснащении школьных классов и что о своей маленькой школе, открывшей для них большой мир, останутся у них на всю жизнь добрые воспоминания.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page