Последний из могикан

В залах Ярославского союза художников открылась мемориальная выставка Святослава Сухова. Талантливый художник скончался год назад от инфаркта. Ему было 46 лет.

Святослав Сухов родился в Казани. Окончил станковое отделение Казанского художественного училища, потом Ярославский театральный институт. Творчество Сухова не поддается классификации. Пытливого и любознательного художника интересовало буквально все — живопись, графика, горячая эмаль, керамика, куклы. Делал он и эскизы к спектаклям. Сухов открыл в искусстве новое направление, которое можно назвать синтезом живописи и театра. Его влекла загадочная и не всем понятная мифология древних. Он серьезно увлекался Африкой, шаманизмом. Наверное, из него получился бы отличный археолог. На пленэрах, вместо того чтобы спокойно сидеть за мольбертом, он собирал всякие осколки, черепки, из которых потом создавал причудливые объекты. Коллекционировал старинные ключи, которые находил на свалках, блошиных рынках. Фигурки и лица на его полотнах космические и фантастические. Они словно из ледникового периода или параллельного настоящего.

Наверное, это была своего рода попытка уйти от жуткой реальности. Нет, как художник Сухов вполне состоялся. Его работы успешно продавались за границей. Но судьба один за другим наносила страшные удары. Несколько лет назад в автокатастрофе погиб его единственный сын Дмитрий. А через некоторое время он расстался с женой Ольгой, своей первой и единственной любовью. Они были прекрасной парой. Познакомились, когда им было всего по 15, вместе учились, потом колесили по стране, ставили спектакли. Кто был виноват в разрыве, сказать сложно, но в душе Святослава после этого образовалась пустота. Убитый горем, он еще находил в себе силы творить. Многие помнят его звездное шествие по Волге от Ярославля до Астрахани с проектом «Волжские Атлантиды», посвященным ушедшей под воду Мологе. А потом сердце не выдержало.

— Слава был из поколения последних из могикан, художников-восьмидесятников. Многих из них сейчас, к сожалению, не видно и не слышно, — с горечью призналась искусствовед Ирина Реховских.

На одной из многочисленных фотографий, которые можно увидеть на выставке, Святослав и впрямь похож на героя Фенимора Купера. Боевая раскраска, черные пронзительные глаза, смотрящие куда-то мимо, в вечность.

— Славушка был очень чутким, ранимым и добрым. За все годы я не услышала от него ни одного грубого слова. Люди к нему очень тянулись, любили. В мастерской у него всегда стояли горшки с цветами, с которыми он любил разговаривать. Обожал ромашки, радовался им как дитя, — плача, рассказывает мама Святослава Александра Дмитриевна, специально приехавшая на открытие выставки из Казани. — Еще он очень любил животных и птиц. Коты, собаки, совы, медведи, волки часто становились героями его картин и инсталляций. Дома у Святослава жили попугайчики и ротвейлер Грета. Она пережила хозяина всего на полгода. Умерла от тоски.

В память о художнике его друг Михаил Бекетов соорудил композицию «Тризна». На алтарь водружено четыре сосуда, расписанных Святославом, и полыхает 30 свечей.

— Есть люди, зажигающие свечи, поддерживающие огонь и те, которые тушат его. Слава относился к первым. Его работы были созвучны со временем, — вспоминает Михаил. — У него осталось много последователей. Он обладал настоящим даром сплачивать вокруг себя молодых художников.

Часть работ с выставки будет передана в дар художественному музею, другие уедут в Казань, в Германию, будут продаваться в частные коллекции. В связи с этим устроители занимаются созданием каталога произведений Святослава Сухова и рады любой информации о работах, не вошедших в экспозицию.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page