В каждом колодце вода своя

О воде в учебниках обычно пишут, что она бесцветна, не имеет вкуса и запаха. И, значит, везде примерно одинакова, что в реке, что в роднике, что в нашем водопроводе. Но это очень приблизительное описание. Давайте заглянем в книги домашних советов восемнадцатого и девятнадцатого веков. Да и без этих книг в деревнях и селах жители и сейчас еще хорошо умеют различать воду.

Например, чай лучше всего получается из воды речной или прудовой, в которой меньше разных солей. Он и аромат тонкий, и все свойства целебные сохраняет. А вот если залить заварку кипятком из воды колодезной, жесткой, то напиток может даже помутнеть. Дубильные вещества, содержащиеся в чае, вступят в реакцию с солями. Особенно нежелательны в этом случае соли железа.

Раньше самой чистой, мягкой водой считалась дождевая. Ее собирали с крыш в бочки, девушки, отправляясь на танцы, мыли ею волосы, чтобы они стали пушистыми и блестели. Это в порядке вещей в Мышкине считалось еще в 60-е годы минувшего века. Если же вы вымоете волосы жесткой водой из колодца или из иной скважины, то они могут встать торчком, как палки. Почему в наше время волосы упавшим с неба дождем мыть не рекомендуют, все знают, и написано об этом много.

Но и колодезная, насыщенная солями вода во многих случаях незаменима. Например, для засолки огурцов. Они от нее становятся крепкими и приятно похрустывают на зубах. А засоли их в речной воде, наоборот, станут вялыми, мягкими. В старых хозяйственных книгах мясо или студень рекомендуют варить только на колодезной воде. Бульон от этого становится наваристее и вкуснее. Минеральные соли, примешиваясь к нему, создают тонкий, приятный привкус. Но такую воду не рекомендовали, например, использовать для приготовления чернил, которыми писали во времена и Ломоносова, и Пушкина. Документы тех времен написаны, как их называют специалисты, железогалловыми чернилами на мягкой речной воде. Иногда к ней по некоторым рецептам восемнадцатого века добавляли и «вина доброго, ренского».

Цивилизация теперь, конечно, многого достигла, в том числе и в разных удобствах, а вот воду, пожалуй, различать разучилась. Ведь водопроводная вода — мертвая, порой с разными неприятными привкусами и хлорки, и ржавого, затхлого железа. А в каждой деревне, в каждом колодце вода своя. В Мышкине, кстати, вплоть до 70-х годов прошлого века множество жителей пользовались колодцами. И теперь, после сорока лет водопроводной эпохи, снова пришла в маленький городок мода на природную родниковую воду.

В сосновом лесу на речке Каменке есть родники, откуда когда-то брали воду для приготовления газировки в местном райпо. Возили ее на лошади в огромной деревянной бочке. Теперь это вспомнили. Сначала сантехник Сергей Басов раскопал и обустроил два родника, закрыл их ящиками с железными крышками на замки. Живительная влага бежала из труб. Но замки сломали нетерпеливые люди и стали черпать прямо своими ведрами, от которых иногда остается на поверхности тонкая пленка горюче-смазочных материалов. Тогда выше по берегу раскопали еще два родничка. Но они тоже открытые. А нынешним летом, когда здесь собираются в очередь не только местные жители, но и дачники, Игорь Лебедев, тоже сантехник, оборудовал еще один родничок. Емкость, где копится влага, он зарыл в песок берега, засыпал сверху камнями. Туда уж не добраться, подставляй свой баллон под трубку.

Люди рассказывают, как недавно здесь они встретили какого-то состоятельного дачника на автомобиле. Он сказал, что последний родничок — самый чистый. Недавно брал отсюда пробу, возил на исследование и узнал, что никаких особых целебных свойств нет, но зато вода такая чистая, что ее можно пить сырой даже детям начиная с трехлетнего возраста. А я приметил, что здесь по берегу почти все родники бьют из-под деревца одной и той же породы — ольхи. Дерево это обладает ценными свойствами, не зря даже дрова из него в старину называли царскими. На костре из ольховых дров знатоки предпочитают также коптить окорока. Говорят, выходят отменно вкусными.

Вообще вокруг целебности тех или иных родников ходит в народе множество слухов и даже рождаются легенды. Так, например, о природной воде с берегов Каменки упорно говорят, что в ней очень много серебра и что это очень полезно. Но местный эколог, проводивший экспертизу, это не подтвердил. В Мышкинском районе немало и других родников и просто колодцев с изумительной водой. В отдаленном уголке у опустевшего села Малого Богородского, например, есть Паисьев колодчик, как называют его местные жители. По преданию, его своими руками раскопал когда-то родившийся здесь Павел Гавренев, прославленный церковью под именем преподобного Паисия Угличского. Умер он в 1504 году, прожив 107 лет. Более пятисот лет уже земляки его берут воду из этого источника, и она все это время не оскудевает.

Здесь в день памяти святого, 19 июня, в последние годы снова стали совершать богослужения в восстановленном храме. Крестный ход затем идет к Паисьеву колодчику, из него все желающие набирают воду, которая, как издревле верят в народе, обладает целебной силой. В селе Богородском и окрестных деревнях можно услышать и о случаях исцеления этой водой. Особенно, как говорят, она помогает при желудочных заболеваниях. Не случайно местные жители так хранят память о преподобном Паисии. Здесь на кладбище даже обозначено место могилы родителей святого, Ивана и Ксении Гавреневых. Покажут вам и камень, на котором отдыхал преподобный. Еще 30 лет назад об этом источнике знали немногие, но в последние годы к нему растет поток паломников.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page