Слева леший, а справа ильич

Налево пойдешь — к лешему попадешь, направо пойдешь — вождя пролетариата найдешь. В музее истории города открылась выставка ярославских художников Вячеслава Серебрякова, Натальи и Владимира Бутусовых, посвященная легендам и преданиям Русской земли.

На картинах будто оживают древние события, происходящие в России в разные времена. Эпические пейзажи Вячеслава Серебрякова родились из поездок по русским северным городам.

— Великий Новгород, Ладога, Псков — здесь еще сохранился настоящий дух старины, что-то былинное. А вот в Суздале, где я бывал, наверное, раз 15, его вытеснила современность. Там все отлакировано и восстановлено специально для иностранцев, — рассуждает художник.

Серебрякова всегда влекла языческая Русь. К ней он относится очень доброжелательно и даже романтизирует, как это делали великие Васнецов и Врубель. На полотнах оживают персонажи русских народных сказок. Вот летит с помелом смешная, будто игрушечная бабка-ежка, а вот недобро ухмыляется из-под кустистых бровей леший.

Владимир Бутусов работает художником в доме-музее Некрасова в Карабихе, его жена Наталья преподает в ярославской ДШИ N 5. Живут супруги вместе с сыном в служебном помещении музея. В тесной однокомнатной квартирке они и создают свои шедевры.

У Бутусовых Русь — рериховская. Это по-своему осмысленные легенды о Ярославле: великий пожар 1658 го-да, сказание о князе Тугарине Закемье, прилетевшем на Стрелку на ковре-самолете. 10 лет Бутусовы путешествуют по области. Они часто берут с собой своего

19-летнего сына Алексея, студента педколледжа. Юноша, увлекающийся краеведением, описывает увиденное и мечтает издать путеводитель. Сюжеты картин подсказывает сама жизнь. В одной из поездок художники заприметили огромный валун. Из леса вышел грибник и поведал, что в старину на валуне видали русалку. А от полотен, на которых изображены святитель Николай Чудотворец и преподобный Сергий Радонежский, словно исходит благодать.

Этого уж точно не скажешь о картине Натальи «Огненный 1924 год», с которой с хитрым прищуром глядит Владимир Ильич Ленин. Другой Ильич, поменьше, сидит недвижный в инвалидном кресле. А вокруг полыхает пламя. Первое впечатление — кровавый гений горит в аду. Но это далеко не так.

— Основой для портрета послужила популярная в Монголии легенда о Ленине. Я попыталась создать образ огненного человека, великого мыслителя, который создал уникальное государство и заботился о благе России, — призналась художница.

Интересное мнение.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям