Угличская семья желает познакомиться

В самый ответственный момент — в подписную кампанию — я поехала в город Углич в семью Малаховых. Звали они корреспондента «Золотого кольца» давно. Приглашали, чтобы рассказать об их большой и трудолюбивой семье. День оказался дождливым, но старинные красивые улочки Углича в любую погоду прекрасны.

Ноги промочила, но получила несказанное удовольствие, пока бродила и искала Ленинское шоссе.

ВЫМОЩЕННЫЕ УЛИЦЫ И ДЕРЕВЯННЫЕ ДОМА

Улица Ленина все не кончалась, все продолжалась двух-этажными деревянными домами. Наконец, за мостом она потерялась и перешла в Ленинское шоссе. Здесь я нашла дом, где жила семья Малаховых.

Деревянные потемневшие от долгостояния двухэтажные дома приятны для глаза туриста или прохожего, а вот для проживания они не особенно удобны. Но уезжать Нина Александровна отсюда не хочет. Пусть у нее в квартире сыровато и воздуха иногда не хватает, но все-таки в деревянном доме лучше жить, чем в кирпичном. Дерево дает здоровье. С такими рассуждениями пожилая женщина встречает меня в коридоре и ведет в свою квартиру. Захожу. Везде газета «Золотое кольцо». Пожелтевшая, за 2001 год расстелена под цветочными горшками. На полу головки лука и чеснока сушатся на страницах «Золотого кольца», номера уже за этот год. Кошка Мурка нежится на полу, и тоже подстелено «Золотое кольцо». Коготками дерет газетные страницы. Понимаю, Нина Александровна Малахова дала областной газете «Золотое кольцо» вторую и третью жизнь. А может быть, и четвертую, ибо прочитанные номера она не выбрасывает, а складывает и использует по самому разному назначению. Нина Александровна говорит, что когда на улице плохая погода, то она любит почитать газету. Для женщины синонимом слова «газета» является именно «Золотое кольцо». Да, есть в Угличе районные газеты, есть и другие областные, но «Золотое кольцо» любимо и привычно. Как же его не выписать на очередные полгода, если оно в квартире везде. Узкое окно, герани в горшках, иконы, стол, застеленный белой кружевной скатертью, и везде страницы с родным логотипом. Нина Александровна ставит на стол чайные чашки и варенье в розеточке.

ВОТ ТАКАЯ КОМПАНИЯ

Говорю, что ожидала увидеть большую семью в этом доме. Нина Александровна, когда звонила в редакцию, именно так говорила: приезжайте, мол, я познакомлю вас со своей большой семьей. На стенах много фотографий. Получается, большая семья была когда-то, а сейчас живет на фотографиях. На снимках пожилые, взрослые и много детей. Нина Александровна подробно рассказывает о родителях, они были трудолюбивые и честные люди. В Углич приехали из Нижегородской области. Было у них уже четверо ребят. Нина была третьим ребенком. Двое первых умерли, не дожив до семи лет, потом чуть не умер последний, выходили его. Но младший брат был болезненный. Умер в 13 лет. Нина осталась единственным ребенком. Родители ее любили, но говорили, что ты выжила, ты должна быть такой — короче, самой лучшей, за них за всех прожить жизнь. Нина Александровна плакала от такой повышенной ответственности за всех умерших своих сестер и брата. В итоге выросла нервной. Все ее одноклассники уехали учиться в Ярославль, Рыбинск. А она не могла оставить родителей, потому что была у них одна и должна была всегда быть им опорой и защитой. Замуж Нина Александровна вышла по совету родителей. Детей у нее с Николаем Сергеевичем не было. Но жили дружно.

О родителях заботились, потом похоронили всех по-человечески и ухаживают за могилками. Полтора года назад умер и Николай Сергеевич. Осталась Нина Александровна одна, но показывает рукой на фотографии на стенах и говорит: «У меня большая семья. Есть, пить не просят, все живут в моих воспоминаниях. Еще есть живая кошка Мурка и газета «Золотое кольцо». Вот такая компания». Нина Александровна радуется, что познакомилась с корреспондентом «Золотого кольца», которое выписывает более 10 лет. За это время столько пережито, столько родных ушло в мир иной, а она все живет, наверное, потому, что каждое утро ждет свежий номер «Золотого кольца». Сначала ждет, потом читает.

ЕСЛИ ЕСТЬ ДЕТИ, ЗНАЧИТ, ЕСТЬ БУДУЩЕЕ

Сидим и пьем чай среди фотографий и номеров газеты «Золотое кольцо». Мурка трется о ноги. Вдруг старый дом наполняется криком и шумом, это к Нине Александровне приходит в гости внучатый племянник Антон. Четырнадцатилетний отрок — румянец во все щеки и громкий ломающийся голос. Антон спрашивает Нину Александровну о ее здоровье и, как взрослый, рассказывает о делах своей семьи. Хоть маленький, но мужичок. Антон пьет чай вместе с нами и идет домой, с собой пожилая женщина ему дает свежее «Золотое кольцо» и пол-литровую баночку варенья из черной смородины. Хотела дать трехлитровую, но парень не взял большую банку. Нина Александровна хвалит современную медицину, теперь дети не умирают, теперь спасли бы ее сестер и брата. У них были бы семьи, дети. Но, увы, все ушло в прошлое. Нина Александровна долго рассуждает о том, почему ей Бог не дал самой деток. Она в молодости простудилась на производстве. Сегодняшняя медицина, наверное бы, вылечила. Сейчас были бы уже внуки.

Нина Александровна очень любит читать в газете «Золотое кольцо» о жизни простых людей, об их семьях. О земных их радостях, проблемах, обо всем, что называется емким словом «жизнь».

Уходила я от Малаховой, дождь продолжал лить, но я не стала сокращать дорогу до автовокзала, а с удовольствием еще раз прошлась по Ленинскому шоссе, потом по улице Ленина и по Успенской улице. Углич — красивый, очень милый, и при дождливой погоде по нему приятно прогуляться.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page