Кто будет править миром

Предвыборная кампания 2008 года, победителю которой достанется самый престижный и влиятельный пост в мире, вышла на финишную прямую. Имя нового президента Соединенных Штатов, скорее всего, будет известно утром в среду, 5 ноября. Ситуация восьмилетней давности, когда подведения итогов пришлось ждать почти два месяца, на этот раз вряд ли повторится.

Нынешние выборы представляются достаточно интересными и без этой интриги. Такого в Америке давно уже не было.

Оба ведущих кандидата — личности, мягко говоря, неординарные. Претендента от демократов сенатора из штата Иллинойс Барака Обаму многие сравнивают с президентом Джоном Кеннеди, который стал первым и пока единственным хозяином Белого дома, не придерживавшимся протестантского вероисповедания. Обама же может стать первым афроамериканцем, возглавившим Соединенные Штаты, причем афроамериканцем в самом прямом смысле, поскольку его отец родом из Кении. Уже ходят анекдоты о возможном переименовании дома N 1600 по Пенсильвания-авеню в «Черный Барак», но в политкорректной Америке их лучше не рассказывать. Лишний повод сравнить Обаму и Кеннеди дает то обстоятельство, что нынешний кандидат в президенты родился в 1961 году, когда его знаменитый предшественник занял кресло в Овальном кабинете. Некоторые сравнения, правда, носят и негативный характер с явным намеком на несчастливую судьбу красавчика Джона и его брата Роберта, которым суждено было погибнуть молодыми.

Сенатору Маккейну, номинированному в кандидаты от республиканской партии, такая участь явно не грозит. Он даже старше своего политического кумира и наставника Рональда Рейгана, ставшего президентом в 69 лет. Самому Джону Маккейну уже исполнилось 72, хотя по его виду этого и не скажешь. Сенатор от Аризоны пользуется репутацией честного человека, истинного патриота своей страны, обещающего вернуть ее в атмосферу уверенности и благополучия, которой запомнились 80-е годы прошлого века, когда «трудное одолевали сразу, а чтобы достичь невозможного, требовалось немного больше времени». Ностальгия по временам бодрого и жизнерадостного дедушки Ронни, считающегося самым выдающимся президентом в истории Соединенных Штатов, в американском обществе очень сильна.

Победа демократического кандидата, с точки зрения улучшения международного имиджа Америки, несомненно, была бы предпочтительней. Если Обама станет президентом, миллионы жителей Африки, Азии, Ближнего Востока будут подсознательно воспринимать его как своего человека и руководящая роль Соединенных Штатов в современном мире будет ставиться под сомнение куда менее активно, а начало эпохи подлинной многополярности отодвинется еще как минимум лет на десять… Для реализации своих жизненных интересов Америке тогда не придется прибегать к столь явной демонстрации военного превосходства, но это поначалу может быть воспринято в столицах некоторых наиболее амбициозных государств как проявление слабости, и недостаток внешнеполитического опыта может создать проблемы для Барака Обамы в его новом качестве.

С президентом Джоном Маккейном подобного не случится. Его сильная сторона — стабильность и легко просчитываемая предсказуемость в кризисных ситуациях. На политических авантюристов это обычно оказывает отрезвляющее действие. В то же время очевидный минус кандидата республиканцев в его недостаточной гибкости, проявляющейся, впрочем, исключительно в его подходе к отношениям с внешним миром. На внутренние американские проблемы он смотрит, скорее, как либерал, не желающий, чтобы его считали идейным преемником Джорджа Буша.

Но американцы во вторник, 4 ноября, избирают не только президента, но и человека, способного заменить его при определенных конституцией обстоятельствах. И тут складывается довольно любопытная картина, полностью вписывающаяся в знаменитую систему сдержек и противовесов.

В паре с 47-летним Обамой идет 65-летний сенатор Джозеф Байден, обладающий немалым опытом в международной политике, в случае необходимости готовый подсказать боссу верное решение. А вот Маккейн избрал своей заместительницей мало кому до сих пор известную Сару Пэйлин с Аляски, меньше года назад ставшую губернатором этого штата и лишь дважды в жизни бывавшую за границей, да и то на американских военных базах. Учитывая возраст Джона Маккейна, этот вариант представляется достаточно рискованным.

Кто же из кандидатов в президенты Соединенных Штатов будет лучше для нас? Этот вопрос звучит вполне логично в устах российских политиков и политологов, но от простых россиян слышать его довольно забавно. Американские граждане избирают своего президента, призванного отстаивать их национальные интересы. Об интересах жителей других стран должны думать их собственные правители. Ни Маккейн, ни Обама, даже если бы у них и возникло такое желание, не возьмут социальную сферу субъектов Российской Федерации на содержание американских налогоплательщиков, не будут модернизировать нашу экономику и реформировать жилищно-коммунальное хозяйство. Так же, как ни один политик, находящийся в здравом уме, не поставит перед собой цели изолировать или вообще уничтожить Россию. Кто бы ни стал президентом супердержавы N 1, он в любом случае будет иметь дело с теми, кто обладает реальной властью в других достаточно влиятельных государствах, независимо от того, нравятся они ему или нет.

Так что для рядовых граждан нашей страны между Маккейном и Обамой нет и не может быть решительно никакой разницы. Если симпатии и могут разделиться, то исключительно по возрастному признаку. Но тем не менее наблюдать за ходом самих выборов, исход которых не предопределен заранее, не только интересно, но и поучительно. Американцы шли к этому почти два с половиной столетия. Кто знает, может быть, нашей молодой демократии удастся пройти этот путь чуточку побыстрее…

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page