Дорогая ягода

О том, что клюква — чрезвычайно полезная ягода и лечит не только гипертонию и простуду, но даже подагру и понос, знает сегодня каждый, кто мало-мальски интересуется своим здоровьем. Народные целители считают ягоды клюквы полезными даже онкологическим больным. А край наш пошехонский болотами богат. Лето выдалось дождливое, вот и начали еще в августе разгораться по всей округе кисло-сладкие страсти. Видела у одних знакомых на веранде россыпи белой клюквы, собранной раньше времени.

О том, что клюква — чрезвычайно полезная ягода и лечит не только гипертонию и простуду, но даже подагру и понос, знает сегодня каждый, кто мало-мальски интересуется своим здоровьем. Народные целители считают ягоды клюквы полезными даже онкологическим больным.

А край наш пошехонский болотами богат. Лето выдалось дождливое, вот и начали еще в августе разгораться по всей округе кисло-сладкие страсти.

Видела у одних знакомых на веранде россыпи белой клюквы, собранной раньше времени. Поинтересовалась у хозяйки:

— Зачем так рано собрали, ведь клюква же не помидоры, чтобы в валенке дозревать?

— А прохлопаешь ушами, так и этого не соберешь, погоди, вот скоро кинутся все…

И правда, кинулись. В конце сентября выдались теплые, сухие деньки — как раз для клюквы, а то не приведи Господь собирать ее в дождь — ягода будто мерзнет и прячется в мох.

Довелось мне однажды попасть на клюквенное болото, расположенное в Первомайском районе. О его ягодных россыпях ходили у нас легенды. Вот и намылились мы, группа простачков-энтузиастов, это болото покорить. Сначала километров тридцать, а то и больше, ехали в тележке колесного трактора. Когда приехали в деревню Оносово, от холода зуб на зуб не попадал. Кое-как отогрелись и уже без особого энтузиазма побрели в болото. Помню, что ноги то и дело съезжали с тропы и проваливались в ямы с темной болотной водой, а сердце всякий раз сжималось от ужаса.

Едва добрались до ягод и начали собирать, как зарядил мелкий холодный дождь. Одеревеневшие от холода пальцы вскоре начали отказываться держать не только ягоды, но даже ведро. Уже к обеду выделилась группа — и я, конечно, в ней, — которая заскулила и запросилась домой. Остальные тоже сильно не спорили. Обратная дорога показалась всем еще длиннее и опаснее. Спасибо, местный тракторист Павел Гарин — царствие ему небесное — встретил около приболотья, подвез, натопил баню, дал нам возможность обогреться и обсушиться, чтобы вернуться домой с минимальными потерями. Но совсем без ягод возвращаться было стыдно, и мы купили у местных по ведру. Эта поездка так проучила меня, что вот уж двадцать лет прошло, а я в болото ни ногой, и с продавцами кисло-сладкой радости никогда по поводу цены не торгуюсь.

Но все-таки, когда начинается ягодный сезон, я с видом человека бывалого расспрашиваю:

— Ну как там, на болоте?

А с болот нынче поступали сводки, как с фронтов:

— Представляешь, ягод — целые россыпи, временами я прямо пригоршнями собирала, — рассказывает, захлебываясь от восторга, моя коллега Ольга Александровна, которая в той, описанной ранее переделке тоже побывала.

— У нас одна почтальонка за день тридцать четыре литра набрала, завтра и я на Ивановское болото поеду, — звонит из Пошехонья Ирина Михайловна Бахвалова.

Через день интересуюсь, ничуть не сомневаясь, что предыдущий рекорд побит:

— Ну как успехи?

— Сорок три литра…

— И как же ты все это вытащила?

— Внук с приятелем приходили ко мне прямо в болото, они и помогли…

А тут волнуется соседка, корит сама себя:

— Вот, башка, купила вед-ро за пятьсот рублей, поторопилась, а сегодня на рынке мужик уже за триста отдавал. Набрались, видно, все, не покупают больше, а люди носят и носят…

И в самом деле, для кого-то клюквенный сезон — способ подлатать семейный бюджет, а для кого-то непростой, но все-таки тоже способ раздобыть на выпивку — днем ягоды собрал, а вечером продал и тут же денежки пропил, чтобы на другой день — рюкзак на плечи и опять в болото.

К сожалению, болото не только отдает, но и берет. Совсем недавно на Владыченском болоте скончался от сердечного приступа нестарый еще мужчина, когда-то они с моим мужем в одной группе учились, потом почти одновременно ушли на инвалидность. Наверное, в этом случае нельзя так говорить, но все-таки хорошо, что рядом была жена, что у кого-то при себе оказался сотовый телефон, что нашлись в деревне настоящие сильные мужчины, согласившиеся поздним вечером, а точнее, уже ночью, вынести тело до трактора. А ведь все могло оказаться еще страшнее и трагичнее.

И все же халявная добыча часто оказывается сильнее рассудка. Звоню на днях родственникам в Пошехонье, интересуюсь здоровьем их бабушки, которая в этом году готовится отметить восьмидесятилетний юбилей, и слышу в ответ:

— Да вот за клюквой на Ивановское болото вчера собиралась, а ночью сердце прихватило, так вместо болота сегодня в больницу ушла…

Что еще к этому можно добавить?

Валентина ГУСЕВА,

Пошехонский район.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page