Коррупция при однопартийности непобедима

Президент страны недавно одним из пороков, связанных с коррупцией, назвал торговлю государственными должностями, должностями министров, губернаторов. Назовите хотя бы одного продавца… Или это заявление было сделано впустую? Сейчас внесено четыре антикоррупционных закона. Они помогут ли вам в борьбе с этим злом, если у нас нет реального разделения властей, нет реальной политической конкуренции, нет независимых СМИ, судьи на должности сегодня не выбираются, губернаторы, прокуроры не меняются на местах?! Ни одного случая, наверное, не приведете, чтобы партию «Единая Россия» с выборов сняли. В такой единой, однопартийной системе, вообще, возможна ли борьба с коррупцией?

Коррумпированное окружение ЕльцинаПрезидент страны недавно одним из пороков, связанных с коррупцией, назвал торговлю государственными должностями, должностями министров, губернаторов. Назовите хотя бы одного продавца… Или это заявление было сделано впустую? Сейчас внесено четыре антикоррупционных закона. Они помогут ли вам в борьбе с этим злом, если у нас нет реального разделения властей, нет реальной политической конкуренции, нет независимых СМИ, судьи на должности сегодня не выбираются, губернаторы, прокуроры не меняются на местах?! Ни одного случая, наверное, не приведете, чтобы партию «Единая Россия» с выборов сняли. В такой единой, однопартийной системе, вообще, возможна ли борьба с коррупцией?

Депутат Государственной думы России Анатолий Грешневиков вместе с нашим корреспондентом анализирует четыре президентских антикоррупционных законопроекта, принятых недавно в Госдуме России в первом чтении.

— Анатолий Николаевич, парламент долгое время не принимал закона о противодействии коррупции. И вдруг на днях депутаты проголосовали в первом чтении сразу за четыре президентских антикоррупционных законопроекта. Как вы считаете, они помогут реальной борьбе с казнокрадством или все потуги власти выльются в очередную «кампанейщину»?

— Доверять лисице охранять курятник не только опасно, но и абсурдно! Рыжая бестия никогда не согласится на голодовку. Это я говорю про нашу коррумпированную власть. Сколько ни поручай ей бороться с казнокрадством, она себя не обидит. Расцвет коррупции приходится на последние десять лет. А массово становилась она на ноги, конечно же, при правлении Ельцина. При его непосредственном участии проводилась преступная приватизация, создавшая основную среду питания для коррупции и взрастившая паразитов-олигархов. Ельцин не случайно дважды отклонял закон о борьбе с коррупцией. Без опоры на вороватую, кормящуюся из его рук армию чиновников ему бы не удержать власть. Коррумпированное окружение Ельцина не желало делать власть прозрачной, подконтрольной и парламенту, и обществу.

— У нового президента Дмитрия Медведева, кажется, есть намерение вести бескомпромиссную войну с коррупцией. Он ведь признал, что коррупция является главной угрозой безопасности страны. И окружение его не коррумпировано…

— Если кремлевская власть не коррумпирована, тогда кто же продает должности министров и губернаторов?! Неужели мои избиратели в Рыбинске организовали этот бизнес? Или депутат Грешневиков решил в каждом регионе купить и расставить своих губернаторов? Когда Медведев заявил на всю страну, что у нас продаются и покупаются должности министров и губернаторов, то я, как и вы, понял серьезность его намерений пресечь это зло. Однако время идет, а ни одного высокопоставленного чиновника, торгующего должностями, народу не предъявили. Выходит, что президент сделал это смелое признание от бессилия что-либо изменить? Коррупция так сжилась с властью, что не позволит кардинальных решений, то есть убить саму себя. Внесенные президентом законопроекты никоим образом не помогут ему устранить торговцев должностями и властью. Они будут лишь имитировать борьбу с коррупцией.

— Анатолий Николаевич, ваше выступление в Госдуме о невозможности вести борьбу с коррупцией в однопартийной системе, а также предложение назвать тех продавцов, кто торгует в Кремле государственными должностями, обезоружили генерального прокурора Чайку. Многие СМИ отметили, что ему нечего было сказать. Почему он ушел от прямого ответа?

— Живучесть коррупции зависит от уровня круговой поруки. Как только она попадает на однопартийную почву, так сразу становится Кощеем Бессмертным. И генеральный прокурор лучше меня это знает. Его коллегу генпрокурора Скуратова убирали за наезд на «семью» Ельцина с большим скандалом. Парламент тогда не сдавал прокурора, ибо не был однопартийным. В ход пошло информационное оружие. Сегодня ситуация гораздо хуже. Почему о коррупции в высших эшелонах власти все говорят лишь абстрактно, а фактов разоблачения нет?! Потому что система круговой поруки никого чужого не впустит и никого из своих не выдаст! Разве сейчас кто-нибудь накажет министра обороны Сердюкова за реформы, наносящие вред армии, если все знают, что он родственник Зубкова и протеже Путина? А кто покусится навести порядок в «Газпроме», если там работает сын Сергея Иванова? Семейственность запрещена за границей. У нас она всюду. Кремлевские дети устроены только на высокие руководящие должности: сын Фрадкова — во Внешэкономбанке, сын Патрушева — в «Роснефти». Губернаторские дети идут в энерго- и нефтекомпании.

— Можно подумать, что в Госдуме нет ни коррупции, ни семейственности?!

— Коррумпированность парламента еще опаснее… Дело даже не в порочной системе формирования «Единой России» списка депутатов Госдумы. Подумаешь, депутата-единоросса Резника испанский прокурор обвиняет в коррупции! Подумаешь, в думу устроили сестру министра МЧС Шойгу, брата краснодарского губернатора Ткачева. У нас Совет Федерации давно превращен в структуру, где устраивают неудачливых, списанных чиновников, за которых народ никогда бы не проголосовал. Теперь дума при отмене одномандатных выборов забивается нужными людьми. Разве сестра Шойгу будет контролировать работу министра МЧС?

— В ежегодном послании Федеральному собранию президент Медведев заявил как раз о необходимости изменения выборного законодательства и системы формирования Совета Федерации. За счет упрощения сбора подписей, снижения 7-процентного порога в думу попадут еще два-три депутата от оппозиционных партий… Эти изменения повлияют на уменьшение коррупции во власти?

— В целом эти предложения позитивны. Но два депутата, как и двадцать депутатов, в думе ничего не решают. Это имитация заботы об оппозиции. Власть данными инициативами хочет привлечь людей к участию в выборах. Не секрет, что к выборам у людей катастрофически тает доверие, они на них все меньше ходят. Такая власть теряет легитимность. И тут нужно не имитировать поддержку оппозиции, не заниматься декоративным изменением закона о выборах, а принять закон о гарантиях оппозиционной деятельности и обеспечить, например, равный доступ партиям к телевидению. Вот тут оппозиция поможет нанести урон однопартийности, а значит, и коррупции.

— Вы увязываете выборы с коррупцией, будто между ними есть какая-то связь.

— Когда идет борьба за власть в условиях однопартийности, то смешно рассуждать не только о предпосылках, но и о масштабах коррупции. Выборы в нашей области задали сотню вопросов, на которые до сих пор нет внятных ответов. Сколько партия власти реально истратила денег на рекламу, которой забит и заклеен был весь Ярославль и вся область? Почему для зачистки партийного поля и снятия с выборов партии «Справедливая Россия» в милиции не нашлось совестливых милиционеров, а на борьбу со справедливороссами были заброшены такие любители и «крышеватели» проституток, как подполковник милиции Колтунов?

В чем опасность нарушения милицией и прокуратурой выборного законодательства? Я не раз говорил об этом и бывшему прокурору Зелепукину, и генералу милиции Крупене. Дело не в выборах. Дело в том, что если сотрудник милиции идет пусть на малое, но беззаконное решение, скажем, на незаконный арест газеты, значит, он смело пойдет на иное, большое нарушение закона. В чем трагедийный смысл отставки руководителей переславской милиции Мухина и Колтунова или того же прокурора области Зелепукина с его командой? Все они легко согласились подыграть партии власти, нарушить закон о политических партиях… Значит, ими руководят беспринципность либо укоренившееся безразличие к закону. А за это рано или поздно наступает наказание.

— Насколько мне известно, прокурор области сам ушел в отставку, без наказания… Так было заявлено и заместителем генпрокурора на сессии областной думы.

— Заместитель генерального прокурора, видимо, решил не выносить сор из избы. Лично у меня эти небылицы, рассказанные областным депутатам, вызвали смех. Я слушал и вспоминал, как прокуратура недостойно вела себя на выборах, закрывая глаза на все политические преследования и безобразия. Теперь многое понятно. Закоренелые нарушители закона не могут вести себя иначе. А гласности они всегда боялись. Про коррупцию в прокуратуре области нужно говорить отдельно. Там жуткие нарушения… Прокурору области были предъявлены факты нарушения норм прокурорской этики, требований присяги прокурора и федерального законодательства, потому его и уволили из органов прокуратуры. Вместе с ним уволены и другие прокуроры-нарушители. Прокурор Ростова Ю. В. Мичурин и начальник отдела прокуратуры области А. В. Трунов, например, незаконно вмешивались в деятельность хозяйствующих субъектов в интересах третьего лица. К уголовной ответственности привлекаются сотрудники прокуратуры области Албегов, Соловьев, Борисов, Пантелеев. Прокурора Ростова и прокурора области испортил к тому же квартирный вопрос. Мичурин вообще незаконно приватизировал квартиру. А прокурор Рыбинска В. В. Серегин уволен с еще более строгой формулировкой: за действия, повлекшие нарушения конституционных прав участников уголовного судопроизводства. Областным депутатам стоило бы поставить вопрос перед заместителем генпрокурора о приобретении квартиры для нового областного прокурора из средств федерального бюджета. Если квартира прокурору приобретается из областного бюджета или при поддержке бизнеса, то ждать в области борьбы с коррупцией и следования закону не придется.

— Тут будет уместен ваш комментарий заявления главы комитета по безопасности Госдумы Владимира Васильева. Он признал: «Есть большая опасность, что борьбу с коррупцией возглавят коррупционеры, особенно на региональном уровне».

— Меня удивляют правильные слова единоросса Васильева. Самокритичность тут излишня. Сегодня вся власть в руках «Единой России», а они имитируют борьбу с коррупцией, отменяют выборы губернаторов, и теперь главой региона назначается тот, кто доказывает преданность партии чиновников. Васильев знает, что коррумпированность право-охранительных органов бьет все рекорды. Ситуация с коррупцией в стране будет и впредь

безысходной, до тех пор пока мы не откажемся от однопартийного управления страной.

— Какие же еще нужны законы, чтобы освободить власть от коррупции?

— Президент говорил о системной борьбе и комплексе мер. Пока же предполагается лишь пошарить в карманах чиновников. Вместо такого неприятного, но все же безопасного укола чиновникам нужно провести новую административную реформу. Армаду чиновников надо наполовину сократить. Над оставшимися нужен действенный контроль депутатов, журналистов и гражданского общества. Так как у нас давно нет свободы слова и печати, а телевидение обслуживает лишь партию власти, то следует восстановить независимость СМИ. Сегодня даже районные газеты стыдно читать, в каждом номере — дифирамбы главам. На областном телевидении — гимны губернаторам, в центральных СМИ — оды правительству. Расправилась власть и с институтами гражданского общества. Народный контроль — в небытие. Писатели и художники молчат, боятся лишиться книгоиздания и мастерских. Общество охраны памятников лишили закона и прав. А ведь именно активисты ВООПиКа противостояли преступной политике по сносу памятников. Видите, как власть полностью обезопасила свое существование. Еще подмяла прокуроров, лишила самостоятельности Госдуму, командует судами, использует милицию в политических разборках.

— А когда Государственная дума перестала у нас быть самостоятельной?..

— Партия власти «Единая Россия», взявшая большинство голосов в парламенте, вряд ли признает утрату самостоятельности. Но конституционное разделение властей существует лишь на бумаге. Парламент давно превратился в департамент при правительстве. Законы принимаются лишь те, что одобряет правительство. Недавно депутаты всех фракций Госдумы ходили к председателю правительства на беседу. Раньше и премьер, и министры сами гостевали в думе. Так вот, в ходе беседы депутаты просили премьера разработать и принять тот или иной закон. Стыдоба еще и в том, что дума, как высшая законодательная власть, имеет возможность проводить парламентские расследования, но я не помню ни одного расследования громких коррупционных скандалов. Дума перестала контролировать правительство.

— В ходе беседы вы не раз подчеркнули, что у нас нет многопартийности. Но ведь в Госдуме представлены четыре партии, в том числе и ваша оппозиционная партия «Справедливая Россия».

— Речь идет об отсутствии у нас реальной политической конкуренции. Оппозиция есть, партии существуют… Только их работа заблокирована. Рычагов влияния на власть нет. На телевидение оппозицию не пускают.

— Вернемся к антикоррупционным законопроектам. Разве в них нет статей, направленных против взяточничества чиновников?

— Вы имеете в виду декларирование доходов?! Дело это правильное, нужное, но данная правовая норма существует в нашем законодательстве. Не помню, чтобы она помогла изобличить крупного чинушу, получающего в месяц зарплату в двадцать тысяч рублей, но живущего на известном Рублевском шоссе в коттедже стоимостью в двадцать миллионов долларов. Не помогает эта статья в борьбе с коррупцией. Теперь вводится новая норма — декларировать доходы и имущество будут в семье чиновника еще и супруга, и несовершеннолетние дети. Неплохо. Но возможно ли проверить достоверность деклараций всех членов семей у чиновников, депутатов, прокуроров, судей? Даже если кто-то из граждан настучит на вороватого судью, разъезжающего на дорогом автомобиле… Один из законопроектов эту инициативу не только поощряет, но и вменяет в обязанность граждан. Так вот, проверять судью будет другой судья из квалификационной коллегии. А как известно, ворон ворону глаз не выклюнет. Корпоративная выручка, как и коррупция, не сегодня зародилась. Так что прижимать будут чиновников выборочно, тех, кто рангом помельче и кто не угодит вышестоящему начальству.

И проверять надо не будущих чиновников, а ныне существующих, тех, кто укоренился у кормила власти и собирается контролировать ход борьбы с коррупцией. Пусть «рублевский» чиновник сегодня доказывает, где он нашел миллионы долларов на виллу, яхту и «Мерседес». Пусть борьба с кумовством, семейственностью начинается не завтра и не с региональной элиты, а сегодня и с кремлевских политиков.

Беседовал

Николай ПАНАСЕНКО.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page