Будем выживать вместе

12 ноября во Дворце культуры имени Добрынина прошло очередное совещание мастеров и бригадиров ОАО «Автодизель», где присутствовали 760 специалистов предприятия. На нем генеральный директор Виктор Кадылкин дал подробный анализ ситуации на предприятии и познакомил собравшихся с планом действий до конца года и в I квартале 2009 года. ПРЕЖДЕ всего Виктор Сергеевич рассказал о главных итогах работы в 2008 году. Этот год коллектив завода начал на динамичном росте объемов производства.

12 ноября во Дворце культуры имени Добрынина прошло очередное совещание мастеров и бригадиров ОАО «Автодизель», где присутствовали 760 специалистов предприятия. На нем генеральный директор Виктор Кадылкин дал подробный анализ ситуации на предприятии и познакомил собравшихся с планом действий до конца года и в I квартале 2009 года.

ПРЕЖДЕ всего Виктор Сергеевич рассказал о главных итогах работы в 2008 году. Этот год коллектив завода начал на динамичном росте объемов производства. Рынок испытывал постоянный дефицит, который ни «Автодизель», ни его основные потребители, производители автомобильной техники — «МАЗ», «УралАЗ», «БелАЗ», «КрАЗ», не могли в необходимом количестве обеспечить. Весь неудовлетворенный спрос активно заполнялся конкурентами из Китая, оккупировавшими часть рынка своей продукцией. «КамАЗ», «ВАЗ», не потребляющие продукцию ЯМЗ, но позволяющие делать выводы по тенденциям развития рынка, переводили свои конвейеры на шести-дневные рабочие недели. Задействовали дополнительный фонд рабочего времени и потребители ярославских двигателей «МАЗ», АЗ «Урал», комбайновые заводы, постоянно увеличивая выпуск автомобилей. Однако они все равно не успевали за потребностями рынка.

В конце марта-начале апреля ярославские моторостроители начали получать от своих партнеров просьбы об увеличении выпуска двигателей с мая до конца года с целью не допустить китайских производителей и сохранить рынок сбыта ярославской продукции. И коллектив ЯМЗ мужественно принял эту нелегкую трудовую вахту — начиная с мая ежемесячный рост производства двигателей был обеспечен.

По словам Виктора Кадылкина, это позволило заводу за 9 месяцев работы удержать свою долю на рынке, но, к сожалению, не увеличить ее. То, что не удалось произвести ярославским моторостроителям и, соответственно, их партнерам установить на свои автотранспортные средства, на рынке было занято китайскими производителями. Не удалось «Автодизелю» значительно увеличить и выпуск запасных частей, хотя на фоне успешного 2007 года объемы производства выросли более чем на 30 процентов. В результате активизировался рынок контрафактной продукции как российского, так и китайского производства.

Успешная работа в течение 9 месяцев позволила администрации выполнить свои обязательства по коллективному договору, а именно: своевременно и в полном объеме ежеквартально индексировать зарплату на процент инфляции, которая начиная уже с первого квартала этого года более чем в 2 раза превысила заложенный в бизнес-план прогноз, провести плановые увеличения окладов и тарифов значительной части коллектива.

Сегодня средний уровень заработной платы на ЯМЗ увеличен на 26 процентов. Деньги, заработанные коллективом моторостроителей в результате увеличивавшегося выпуска продукции, были направлены на реализацию программ по улучшению бытовых условий работников завода. «Автодизель» продолжает строительство завода для производства нового семейства двигателей, которые должны обеспечить потребности российского рынка с 2010 года.

СОЖАЛЕНИЮ, — считает Виктор Кадылкин, — с середины сентября наши планы по динамичному развитию были нарушены из-за всемирного финансового кризиса. Российские банки стали работать только на вход денежной массы и, по сути, прекратили выдавать новые кредиты. В результате резко упал спрос на коммерческую технику — грузовики, автобусы и др., значительная часть которой приобреталась по лизинговым и кредитным схемам. Предприятия стали испытывать нехватку краткосрочных и долгосрочных кредитов на текущую деятельность и на инвестиционные проекты. Под угрозу была поставлена задача технического перевооружения производства и обновления модельного ряда, что позволило бы к 2012 году сократить наше отставание от мирового автопрома.

В сентябре и октябре коллективу ЯМЗ удалось не допустить серьезного снижения объемов производства и существенного уменьшения средней зарплаты по заводу. Но, к сожалению, это привело к другим негативным последствиям: остановившийся рынок потребления автомобильной техники со второй половины сентября и, как следствие, низкая платежеспособность потребителей ярославских двигателей привели к тому, что по состоянию на 1 ноября на складах предприятий, производящих автомобильную, автобусную, тракторную, сельскохозяйственную технику, скопилось большое количество готовой продукции.

Естественно, что в этих условиях неплатежеспособности потребителей на рынке дальнейшее производство становится бессмысленным, и заявки на производство двигателей от основных потребителей «Автодизеля» сократились не на проценты, а в разы. К началу ноября из всех потребителей на плаву остался только один «МАЗ», сокративший заявку в 2 раза, но тем не менее поддерживающий собственное производство на уровне 50 процентов. Остальные либо вообще отказались, либо сократили свои заявки от 5 до 10 раз.

— Аналогичные процессы происходят и у наших конкурентов, — отметил генеральный директор «Автодизеля». — Рынок остановился не из-за отсутствия потребности в технике, а из-за отсутствия финансовых ресурсов, поэтому снижение объема производства в течение нескольких месяцев не повлияет на передел рынка для основных игроков.

Руководство предприятия, опираясь на высококвалифицированный менеджмент, инженерные кадры, в создавшихся условиях приступило к выполнению антикризисных программ, направленных на снижение затрат, приостановку инвестиционных программ.

— Нам удалось в течение месяца разработать мероприятия, позволяющие снизить точку безубыточности нашего производства с 6,5 тысячи двигателей до 4,8 тысячи. И это не предел — мы стараемся снизить точку безубыточности до 4000.

Гораздо более сложной является задача оптимизации персонала в связи с резко сокращающимися объемами производства. Действия промышленников в Америке, Европе, освещаемые в СМИ, демонстрируют решительный подход к реализации этого вопроса: так, например, в США за октябрь потеряли работу более 200 тысяч человек. Большинство европейских автопроизводителей объявили об увольнениях своего персонала минимум на 10 процентов. Сегодня опубликованы решения европейских производителей об увеличении продолжительности рождественских каникул, что означает практически месячный отдых: начиная с 20 декабря и до третьей декады января. В России первыми о сокращении персонала заговорили металлурги вследствие того, что снижение объемов производства на предприятиях, потребляющих металлопродукцию, существенно сократилось.

— Моя позиция в этом очень непростом вопросе, имеющем еще и моральный аспект (потеря рабочего места, потеря источника доходов — это для каждого является потрясением), заключается в следующем, — откровенно признался Виктор Сергеевич. — Мы пошли на уменьшение численности управляющего персонала, что позволит сохранить рабочие места. Мы решили также обратиться к той категории трудящихся на предприятии, которая наиболее защищена с точки зрения гарантированного источника минимального дохода. Это работники, имеющие возможность получать пенсию. В последние годы социальная политика государства имеет тенденцию к усилению социальной защищенности этой части населения, что позволит хотя бы как-то пережить потерю рабочего места. При этом, выполняя условия коллективного договора, несмотря на то что он формировался без учета кризиса, администрация завода гарантирует пенсионерам выплату пособия в размере двух месячных зарплат. Конечно, за ними сохраняется право посещения заводской поликлиники, получения путевок в пансионат «Лесное» и приоритетное право поступления на завод при восстановлении нормального спроса от наших потребителей. Мы сознаем, что на отдельных участках без ветеранов придется очень трудно, при этом администрация и я лично благодарим их за честный труд и то непростое решение, которое они приняли для себя в сложившейся кризисной ситуации для сохранения завода.

Конечно же, в сегодняшних условиях мы ни при каких обстоятельствах не будем мириться с нарушителями трудовой дисциплины, с работниками, систематически и грубо нарушающими требования охраны труда и пожарной безопасности, работниками, занимающимися хищениями. Всем контролирующим службам мною дано жесткое указание об активизации действий в отношении нарушителей.

По всем прогнозам, кризисные явления перейдут на 2009 год. Но я уверен, что при любых условиях наш коллектив пройдет через грядущие трудности достойно, с потерями, которые для нас будут ощутимы, но с сохранением завода, основного коллектива, с сохранением наших потребителей.

При возобновлении платежеспособного спроса на рынке мы будем готовы увеличить объемы производства, обеспечить наш коллектив полноценной занятостью и достойной заработной платой.

Записала Алла ХАЧАТУРЯН.

Фото Виктора ОРЛОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page