А «рассвет» уже все заманчивей

Есть в двух километрах от Ярославля райский уголок, начинается сразу за Яковлевским бором. Деревня называется Красный бор, а хозяйство «Рассвет». В прежние, советские времена это было подсобное хозяйство Северной железной дороги. Хозяйство было справное, крепкое. Но в 1999 году, когда СЖД перешла на рыночные рельсы, она начала избавляться от непрофильных предприятий. Желающих прибрать к рукам «Рассвет» тогда было немало, но жители деревни Красный бор умудрились отстоять свою свободу.

Есть в двух километрах от Ярославля райский уголок, начинается сразу за Яковлевским бором. Деревня называется Красный бор, а хозяйство «Рассвет». В прежние, советские времена это было подсобное хозяйство Северной железной дороги. Хозяйство было справное, крепкое. Но в 1999 году, когда СЖД перешла на рыночные рельсы, она начала избавляться от непрофильных предприятий. Желающих прибрать к рукам «Рассвет» тогда было немало, но жители деревни Красный бор умудрились отстоять свою свободу.

— Даже в Нижний Новгород судиться ездили, — с гордостью рассказывают мне старожилы «Рассвета». — Но ни под кого не пошли.

Создали колхоз, или по-новому СПК — сельскохозяйственный производственный кооператив. Всего в «Рассвете» 86 колхозников — владельцев земельных паев. Каждому члену кооператива был выделен земельный пай в размере 4,7 га. Колхозники не стали передавать землю в паевой фонд хозяйства, а отдали ее в фактическую аренду, чтобы колхоз обрабатывал ее и платил земельный налог. Такая практика была повсеместно. Стали жить не тужить, сами по себе. Держали коров и свиней — до 600 голов. Летом и осенью молоко сдавали в город, а зимой, когда надои резко падали, жили за счет свинины. И неплохо жили!

Как и во многих других хозяйствах области, в 2006 — 2007 годах в «Рассвете» началась нешуточная борьба за землю. Колхозников стали соблазнять деньгами. На самых первых порах предлагали по 15 тысяч рублей за пай земли, сегодня уже предлагают по 100 — 150 тысяч рублей.

В настоящее время «Рассвет» возглавляет Мамик Мамоян. В общем-то жалоба на его действия со стороны бывших колхозников и привела нас в это хозяйство, где, как оказалось, бушуют самые земные страсти, давшие повод страстям судебным.

А дело было так. В 1997 году в подсобное хозяйство СЖД «Рассвет» был принят на работу скотником Мамик Мамоян. После 2000 года он из скотников переходит в бригадиры, а в 2004 году убеждает собрание избрать его директором. Чем взял? Тем, что пообещал провести в деревню газ. К слову сказать, до сих пор там газа нет, хотя прошло уже значительно больше трех лет (обещанного, как известно, три года ждут!). Говорят, работающая часть колхозников на собрании тогда была против Мамояна, но пенсионеры в надежде на газ проголосовали «за». А пенсионеров в хозяйстве было больше, так Мамоян и победил.

Став директором, чем он, думаете, занялся? Считаете, стал обивать пороги высоких кабинетов, чтобы деревню включили в план по газификации?! Ничего подобного. Первым делом Мамоян не мытьем, так катаньем избавляется от лишних членов колхоза, сокращая их численность чуть ли не наполовину, а потом, не проводя общих собраний, меняет правовую форму хозяйства, и СПК становится ЗАО. Затем ЗАО становится ООО, а потом еще раз ЗАО. Нет необходимости описывать все эти манипуляции, и дело даже не в том, что все это проходило с нарушением закона. Дело в том, что Мамоян достиг поставленной цели: он скупил у колхозников контрольный пакет акций. Говорят, где уговорами, где более серьезными аргументами. Но он стал не только директором ЗАО, но и акционером с контрольным пакетом акций.

У нас в руках предписание прокурора Ярославского района от 9 февраля 2007 года, в котором сказано, что в ходе проверки коллективного заявления акционеров ЗАО «Рассвет» были установлены нарушения устава и действующего законодательства при реорганизации ЗАО «Рассвет» в ООО «Рассвет» и обратно ООО «Рассвет» в ЗАО «Рассвет», так как не соблюдалась процедура проведения общего собрания акционеров, а представленные для регистрации в налоговый орган протоколы общих собраний не соответствуют действительности. Указанными действиями руководства ЗАО «Рассвет», говорится в представлении, были нарушены права и законные интересы акционеров, которые фактически были лишены права голоса при решении вопроса, касающегося в том числе собственности на принадлежащие им акции. Прокурором было предложено принять меры по устранению указанных нарушений. Также рекомендовалось привлечь к дисциплинарной ответственности виновных лиц. Представление прокурора было попросту проигнорировано руководством хозяйства, а сами колхозники не имели возможности в силу престарелого возраста и незнания законов довести дело до конца и восстановить свои права. Проблема так и осталась на совести правоохранительных органов.

Если нельзя, но очень хочется, то можно. А если еще и деньги есть, то очень можно. Мамик Мамоян приглашает юристов, которые подают в Ярославский районный суд иск к бывшим колхозникам о признании права собственности на земельные паи за ЗАО «Рассвет». Перед этим был брошен клич всем желающим, имеющим земельные паи, прийти в контору и получить по 50 тысяч рублей. Народ за деньгами ломанулся, даже не вникая, за что деньги дают. Опять же менталитет русского человека: дают — бери. Самое интересное, что также пришли за деньгами и те колхозники, которые уже на тот момент продали свои земельные паи. Взамен в конторе потребовали оформить доверенность на представителя для суда с правом признания иска.

На 13 марта было назначено судебное заседание. Судья спросила собравшихся в зале, кто против иска ЗАО «Рассвет» о признании права собственности на земельные паи за юридическим лицом. Поднялся лес рук, потому что не все колхозники пошли на поводу у Мамояна. Тогда судья объявила, что в зале судебного заседания пусть остаются только те ответчики, которые признают иск хозяйства, а остальным велено было идти домой, так как с недовольными суд пообещал разобраться отдельно. Хитро, не правда ли?! Но делить судебное дело на две части по принципу «признаешь или не признаешь иск» нельзя, это противоречит закону. Суд может выделить в отдельное производство одно из нескольких исковых требований, а здесь требование было одно-единственное и произведен раздел не требований, а людей! По принципу «разделяй и властвуй» очень быстро было принято нужное решение о признании права собственности ЗАО «Рассвет» на 45/86 земельных долей.

Итак, у Мамояна в результате судебного решения оказывается 45 земельных паев из 86. Больше половины, но не все. Начинается работа с 41 акционером.

17 октября 2008 года судебно-денежная процедура повторяется: снова в конторе выдают деньги, снова суд делит людей на тех, кто признает иск и кто не признает. Снова несогласных отправляют домой, а земельные паи лояльных акционеров судебным решением передаются в ЗАО «Рассвет». Но здесь кроме процессуальных нарушений налицо фактическая ошибка, и очень важно на нее обратить внимание именно сейчас, иначе вся ярославская земля окажется непонятно в чьих руках… Прежде всего принятые судебные постановления нарушают права и законные интересы многих граждан — бывших членов колхоза «Рассвет». Так, районный суд не анализировал в своем решении доказательства обоснованности иска, а принял его только на основании признания иска ответчиками.

В результате этого произошло нарушение федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Ведь по этому закону ЗАО «Рассвет» не обладает преимущественным правом покупки земельных долей. В результате судебных манипуляций ЗАО «Рассвет» по существу в скрытой форме скупило землю у колхозников и незаконно стало участником общедолевой собственности на землю. В хозяйстве имеются другие участники общедолевой собственности на землю, которые хотели бы приобрести земельные доли друг у друга без вмешательства юридического лица. Нарушение прав и законных интересов этих лиц очевидно. Кроме того, теперь ЗАО «Рассвет», являясь обладателем 59 земельных долей из 86, будет лидировать при проведении общего собрания участников общедолевой собственности, и тогда оставшиеся участники общедолевой собственности, естественно, получат землю где-нибудь в болоте либо под линиями высоковольтных электропередач, которых в хозяйстве достаточно. Как после этого можно утверждать, что не нарушаются права и законные интересы иных лиц.

На сегодняшний день в руках смышленого Мамика Мамояна оказывается 59 земельных паев из 86. Что он с ними делает? Скорее всего, нашел выгодного покупателя. Во всяком случае, в хозяйстве он не делает ничего! Впрочем, нет. Достраивает дом себе, очень большой, правда не очень красивый. Но о вкусах не спорят. И достраивает себе магазин напротив дома. Земля запущена.

Мы ездим с бывшим агрономом «Рассвета» Анатолием Гришиным, и о былом величии хозяйства говорят, увы, пустые гаражи, сараи, запущенная земля.

— Вот смотрите, зима еще только началась, а ни сена, ни силоса почти нет, чем кормить скот собирается?! Впрочем, и скота не осталось, все поголовье вырезали, — вздыхает тяжело Гришин.

Гришин отработал агрономом в общей сложности четверть века, то есть 25 лет, и его боль понять можно. Земля не обрабатывается уже несколько лет, удобрений нет, скотина пущена под нож. Люди ищут работу в городе, благо что недалеко. Из хозяйства Гришин уволился из-за конфликта с Мамояном, который увидел в нем конкурента. Но Анатолий Николаевич верит, что их хозяйство еще можно возродить. У него и высшее образование есть, и опыт, и желание работать именно на земле. Он сетует, что, имея свой земельный пай, хотел бы приобрести и другие паи на землю, чтобы организовать хоть какое-то сельскохозяйственное производство, да не тут-то было! Мамоян не дает проходу, угрожает судами. Бывший агроном показал нам несколько договоров купли-продажи земли. Что теперь будет с этой приобретенной землей после сюрпризов правосудия, он не знает. Ясно только, что без «содействия» судебных органов разве мог бы он лишиться купленной земли. Интересно добавить, что жалобы на судебное постановление у Гришина ни одна судебная инстанция не принимает, поскольку он не согласился с иском ЗАО «Рассвет» и по рассмотренным делам в пользу хозяйства ответчиком не является. Никто не хочет слушать его доводы о том, что земля никогда в паевой фонд колхоза не передавалась, что в апреле 2007 года состоялось общее собрание участников общедолевой собственности на землю, что согласно этому собранию произведены межевание и продажа земли, что люди из-за соблазна получить дополнительные деньги по второму разу продали землю и дали доверенности в суд с правом признания иска и многое другое. Мамик Мамоян разогнал с работы фактически всех коренных жителей, зато периодически привозит гастарбайтеров, платит им копейки, и живут они в ужасных условиях в доме, похожем на сарай.

Из коренных красноборцев не сдались только 22 акционера, но и они не знают, как быть дальше. Если говорить простым языком, то Мамик Мамоян фактически обобрал всех колхозников и установил в Красном бору свою власть. Сейчас уже многие из 59 акционеров, ответчиков по делу, поняли, как их жестоко обманули. Вот что написала в жалобе в областной суд одна из обманутых — Лидия Александровна Шульгина, 1922 года рождения.

— Меня вызвали в правление. Я почти ничего не вижу. Обычно всегда хожу с кем-то из членов семьи, а тут, сказали, надо срочно, я и пошла одна. Мне предложили продать землю, но я без согласия дочери не решилась что-либо предпринимать. Мне дали 50 тысяч рублей и велели подписать бумаги. Уже потом я узнала, что продала за эти деньги свой пай и подписала доверенность на ведение дел от моего имени. Я считаю, что меня просто-напросто обманули: земля стоит много дороже.

И таких прозревших становится с каждым днем больше. Вы скажете, сами виноваты, надо было смотреть, что подписывают. Но даже грамотный человек не всегда способен разобраться в судебных бумагах, а если человеку за 70, как тут разобраться? Вот суды-то и должны были вникнуть во все детали, во все нюансы дела. Почему это вдруг люди, всю жизнь прожившие и проработавшие на этой земле, опять остались ни с чем?! Лидия Шульгина 40 лет проработала в этом хозяйстве. И что заработала? Нищенскую пенсию, подачку Мамояна и несправедливое судебное решение?

Одним словом, люди не знают, куда обращаться. Да честно сказать, и боятся многие. Сейчас в Красном бору целое поселение родственников Мамика. Одна надежда, говорят, осталась на газету: может, она вмешается и остановит этот земельный произвол?! И на самом деле, неужели мы не учтем эти горькие уроки и будем равнодушно созерцать, как нарушаются права и законные интересы наших граждан?!

Вера ПАНОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page