Фантом на географической карте

Еще накануне, во время продолжительной оттепели, по образовавшемуся на грунтовой дороге месиву вообще невозможно было проехать. Однако потом ударил неслабый морозец. От него края глубоких дорожных ям так основательно затвердели, что, восседая на маленьком неудобном креслице внутри новенького почтового «уазика-буханки», я чувствовал себя словно верхом на быке во время корриды. По крайней мере, трясло ничуть не меньше.

Еще накануне, во время продолжительной оттепели, по образовавшемуся на грунтовой дороге месиву вообще невозможно было проехать. Однако потом ударил неслабый морозец. От него края глубоких дорожных ям так основательно затвердели, что, восседая на маленьком неудобном креслице внутри новенького почтового «уазика-буханки», я чувствовал себя словно верхом на быке во время корриды. По крайней мере, трясло ничуть не меньше.

ТАЕЖНАЯ ГЛУХОМАНЬ

Однако доехать до деревни Шестовское, расположенной в 30 километрах от Рыбинска, на автомобиле так и не получилось. Дорога, где с горем пополам еще может проехать машина с двумя ведущими осями, закончилась. Оставшиеся до пункта назначения два с лишним километра пришлось прошагать на своих двоих. Появилось время насладиться красотами окружающей действительности. Еще будучи дома, внимательно изучил географические справочники. Оказывается, левый берег Волги к северу от Рыбинска ученые уже относят к зоне таежных лесов. И вот ты, доморощенная тайга, перед глазами! Собственно, ничего необычного. Разве, может, тех же елок больше. Да зверье, как мне рассказали, беззастенчиво бродит вокруг селения, куда меня пригласило пришедшее в редакцию газеты письмо.

Однако о том, что вокруг таежная глухомань, можно судить и по другим признакам. Как удалось накануне выяснить, над Шестовским даже самолеты не летают. Ведь и для воздушных трасс требуются какие-то маячки-ориентиры. Здесь же дыра дырой. Другое дело охотники. Вот уже два с лишним года как они повадились в эту глушь за охотничьими трофеями. Приезжают на больших навороченных джипах. Вот только такие визиты возможны не круглый год. Они строго ограничены охотничьими сезонами и весенне-осенней распутицей. Ведь даже дорогим импортным джипам на огромных колесах круглый год сюда не проехать.

Водителям Рыбинского отделения «Почты России», на которых возложена обязанность доставлять в Шестовское немногочисленную корреспонденцию, периодику, а также, что особенно важно, продукты и предметы повседневной необходимости — хлеб, мыло, макароны, крупы, масло, даже весьма дефицитную в этой дыре туалетную бумагу, джипы для работы до сих пор никто не выдал. Однако именно они и управляемые ими «уазики-буханки», по сути, являются той единственной ниточкой, соединяющей в распутицу жителей Шестовского с внешним миром. Круглый год два-три раза в неделю водители-почтовики пытаются пробиться в селение. Когда возможность следовать на колесах заканчивается, надевают массивные сапоги, закидывают мешок с хлебом и письмами за спину и месят в направлении Шестовского дорожную жижу ногами.

ЧИНОВНИКИ ОТВЕЧАЮТ БОЙКО

О том, что весной и осенью распутица наглухо перекрывает единственную разухабистую дорогу, связывающую Шестовское с внешним миром, жители деревни решились поведать губернатору области Сергею Вахрукову. Сказано — сделано. Послание, которое подписали двадцать пять человек, было направлено

2 июля 2008 года заказным письмом. В обращении люди рассказали о своем суровом житье-бытье и просили продолжить начатое было много лет назад строительство автодороги до своей деревни. Спустя девять дней пришло уведомление, что обращение поступило на рассмотрение к заместителю главы региона Епанешникову. И вот в начале августа жители Шестовского получили ответ на свою просьбу из департамента дорожного хозяйства! Директор департамента дорожного хозяйства области Масленцев сообщил селянам по-настоящему ошеломляющую новость. Оказывается, на дорожных картах существует некая региональная автомобильная дорога Арефино — Мартюнино, которая проходит как раз через деревню Шестовское! Мало того, эту существующую, по словам Масленцева, дорогу постоянно поддерживает в исправном состоянии некое ООО «Благоустройство-2», которому на данные цели выделяются средства!

ПРИЗРАК В ЛЕСУ

Когда-то, лет пятьдесят назад, деревня Шестовское действительно являлась бойким местом. Здесь была своя больница. Населения было куда больше, и жизнь кипела. Однако и тогда медвежий угол оставался медвежьим углом. Дороги от Арефина до Шестовского, утверждают в один голос селяне, никогда не было! Там на протяжении восьми километров лишь дремучий лес. Иначе — с дорогой, соединяющей их с деревней Мартюнино. Четыре с половиной километра пути от Мартюнина было подсыпано грунтом в период с 1998 по 2001 год силами Рыбинского управления механизации строительных работ. На остальные два с половиной километра, оставшиеся до Шестовского, даже грунт не сыпали. И сколько люди ни кланялись перед начальством различных рангов, сколько ни писали писем, ответ был всегда один: нет средств. Разве только, когда в 2004 году в кресле главы Рыбинского муниципального округа оказался Евгений Сдвижков, он откликнулся на очередное письмо местных жителей и прислал два КамАЗа, чтобы были засыпаны самые большие ямы на уже имеющемся участке дороги. И на этом все закончилось. Оттого-то и велико теперь негодование жителей Шестовского. Им так и неясно: что это за дорога, которая есть только на карте, и что это за ООО «Благоустройство-2», которое на этой самой карте ремонтирует дороги и за это, видимо, получает реальные, а не призрачные, как сама дорога, казенные деньги?

ПУСТЬ ПУТИН ДОДЕЛЫВАЕТ

Хоть, как говорят местные жители, Шестовское и Богом забытый край, сегодня здесь тридцать два дома. Хочется особенно подчеркнуть, что все жилые. Десять домов заселены местными жителями, остальные — с ранней весны до поздней осени — дачниками. Есть даже один проводной телефон. Правда, телефонный кабель проложен под землей, а мыши, видимо, борясь с цивилизацией, с завидной периодичностью прогрызают изоляцию кабеля, и телефон по месяцу и более не работает. Да и что ему работать? Случись что, «скорая» все равно не приедет. Не приедет и частная автолавка с продуктами. В свое время деревня попала в федеральную программу по телефонизации сельской глубинки. Полтора года назад на одном из деревенских столбов укрепили массивный автомат сотовой связи, по которому селяне могли бы звонить по телефонным карточкам. Однако подключать его никто не спешит. В ответ на многочисленные просьбы один из сельских начальников без обиняков отметил: программа-то федеральная, делается на федеральные деньги:

— Что вы от меня хотите? Раз Путин начал, пусть он и доделывает!

Обещали было депутаты в глухом Шестовском подключить три лампочки освещения. Да обещанного, как говорится, три года ждут.

Много еще писем написали в последнее время селяне в различные инстанции и по поводу злополучной дороги. Среди прочего просили засыпать ямы на когда-то все же проложенном в их направлении участке длиной в четыре с половиной километра. Суть последнего ответа департамента дорожного хозяйства: у нас на попечении много дорог, а средств нет. К слову сказать, по имеющимся данным, в связи с навалившимся кризисом финансирование дорожно-строительных работ в наступившем году в Рыбинском районе сокращено в двадцать раз. А раз так, говорят местные жители, то с дорогой, которая как бы есть по документам и которой при этом на самом деле как бы нет, получится так же, как и с телефонизацией Шестовского. А именно — доделывать все придется Путину!

Александр ЕФРЕМОВ,

Рыбинский район.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page