А он по-прежнему звенит

Его можно назвать символом советской эпохи, как автомат для газировки, портвейн «Агдам» и сакральный вопрос «Третьим будешь?». Ему посвящали песни Петр Лещенко и Вилли Токарев. В областной библио-теке имени Некрасова решили отметить юбилей граненого стакана. В ЯНВАРЕ этому великому изобретению стукнуло 290 лет. Граненый стакан, несмотря на свою простоту, оброс легендами. Считается, что первый стакан преподнес Петру I вла-димирский стеклодел.

Его можно назвать символом советской эпохи, как автомат для газировки, портвейн «Агдам» и сакральный вопрос «Третьим будешь?». Ему посвящали песни Петр Лещенко и Вилли Токарев. В областной библио-теке имени Некрасова решили отметить юбилей граненого стакана.

В ЯНВАРЕ этому великому изобретению стукнуло 290 лет. Граненый стакан, несмотря на свою простоту, оброс легендами. Считается, что первый стакан преподнес Петру I вла-димирский стеклодел. Уж такой-де не выскользнет на качающейся палубе из ухватистой матросской пятерни. Самодержец сам провел апробацию и посудой остался доволен: осаниста и по руке вместима. По другой версии, это чудо советской посудной промышленности разработала в 1943 году известный скульптор Вера Мухина.

— Мы и раньше праздновали даты обычных вещей. Картошки, к примеру. Не все же экспозиции к официальным политическим датам или юбилею классиков устраивать. Стакан тоже классика. Помню, в старые добрые времена в библиотечном буфете в него наливали чай и компот. А вспомните известный студенческих времен тост: «Выпьем за 200-летие граненого стакана!» И хоть он по-прежнему звенит в подстаканниках в поездах, служит верой и правдой бабулям, продающим ягоды, ходко идет в военных частях и больницах, его эра, к сожалению, заканчивается с появлением пластиковой посуды. Отчего же не помянуть его добрым словом? А уж иностранцы как любят, больше, чем валенки. Как сходят с парохода — а ну рыскать по рынку в поисках символа матушки-России, — рассказывает куратор выставки Галина Федюк.

Экспозиция мала, но показательна. На видном месте, в шкафчике, сам 250-граммовый виновник торжества — пожелтевший, мутный, но такой родной на миленькой кружевной салфеточке. Тут же книжица редкая. 1804 года. «Полный винокур и дистиллятор» называется. Обстоятельное наставление к выгодному выгонянию вина. Автор — некий Осипов Николай, большой специалист по домоводству того времени. Рядышком — рецепт полынной водки. Можно пригубить мысленно и романс затянуть «Стаканчик граненый». Слова народные здесь тоже имеются. Посетители в полном восторге.

— Граненый стакан для меня — одно из теплых воспоминаний детства. Дома до сих пор пью крепкий чай с лимоном из такого стакана. Он кажется вкуснее, — признался один из посетителей, аспирант Антон Лебедев.

Анастасия СОЛОВЬЕВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page