«магнолия» жизни спасала

В Ярославском музее-заповеднике начали формировать экспозицию «Эхо Афгана», посвященную 20-летию вывода советских войск из Афганистана. Первым экспонатом стала радиостанция Р-123 (НИР «Магнолия»). Разработчик уникального аппарата, спасшего жизни многих бойцов, — наш земляк, уроженец Ростова Эвальд Альфонсович Янутан. 18 ноября исполнилось 80 лет со дня рождения талантливого конструктора.

В Ярославском музее-заповеднике начали формировать экспозицию «Эхо Афгана», посвященную 20-летию вывода советских войск из Афганистана.

Первым экспонатом стала радиостанция Р-123 (НИР «Магнолия»). Разработчик уникального аппарата, спасшего жизни многих бойцов, — наш земляк, уроженец Ростова Эвальд Альфонсович Янутан. 18 ноября исполнилось 80 лет со дня рождения талантливого конструктора.

Эвальд Янутан родился в семье военнослужащего, он выпускник физического факультета  Воронежского государственного университета. Работал в Воронежском научно-исследовательском институте связи, где прошел путь от начальника лаборатории до заместителя главного инженера. Он лауреат Государственной премии СССР, кандидат технических наук, автор 30 трудов, имел 6 авторских свидетельств на изобретения. Начиная с 1961 года Р-123 устанавливалась на всех танках Советского Союза. В музей ее прислали по просьбе дочери главного конструктора Елены Зиятдиновой с Сарапульского радиозавода имени Орджоникидзе. Именно здесь начали внедрять радиостанцию, которая впоследствии использовалась во всех вооруженных конфликтах, в том числе и в Афганистане.

Радиостанция выпускалась в Сарапуле вплоть до 1989 года. Помимо Сарапульского ее выпускал завод в Рязани и два — в странах соцлагеря. Всего было выпущено 900 тысяч комплектов.

По специальности Елена Эвальдовна математик. В Ярославле живет с 1978 года. Сохранить в музее память об отце она решила почти два года назад. Документы собирает по крупицам. В 2002 году ее квартира в Воронеже сгорела вместе с архивом.

— Папа в жизни был очень спокойным человеком, с острым и быстрым умом, мог погасить любой конфликт. Был настойчив в достижении поставленных целей. Хорошо рисовал, мог шахматные фигурки вырезать просто ножичком, письма внуку писал с картинками. Откуда у станции такое красивое название? Мы  отдыхали на юге, и под окном росло огромное дерево, в ту пору цветущее крупными белыми цветками удивительной красоты.

45-килограммовая «Магнолия» в эксплуатации оказалась очень надежной, сохраняла работоспособность при температуре от минус 50 до плюс 50 градусов Цельсия, а дальность связи была не менее 25 километров. Говорят, что поломки были  в основном рукотворными. Случалось, после  неудачных стрельб танкисты швыряли аппарат о землю и делали вид, что не слышали команды. От военпреда на поминках отца я услышала такую историю. На учениях танк затонул в болоте, и экипаж смог избежать гибели только благодаря работающей радиостанции. Потом спасенные бойцы долго допытывались, кто конструктор прибора, но ничего не узнали. Разработка принадлежала государству, отец был порядочным и интеллигентным человеком, и наша семья как жила, так и живет скромно. Поэтому мне очень дорога память об отце как страница истории России. К тому же большая нагрузка при интенсивной работе главы семьи ложилась и на детей. Это часть моей жизни, огромный пласт, обо всем не расскажешь, — призналась Елена Эвальдовна. Она будет очень признательна, если танкисты и радисты пополнят рукописными историями о жизни и странствиях радиостанции небольшой архив семьи и музея.

В подаренном комплекте не хватает шлемофона с наушниками, антенны и источника питания. Хотелось бы, чтобы к открытию выставки экспонат был полностью укомплектован и готов к работе. И это уже большая просьба к владельцам и мастерам золотые руки, которых в армии немало.

Анастасия СОЛОВЬЕВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page