Любить родное пепелище

Густые заросли крапивы вплотную подступают к выщербленным, облезлым стенам заброшенного безжизненного храма. На уцелевшей кое-где кровле буйно разрослась трава, тянутся вверх тонкие березы. Церковь давно обезглавлена, однако высится над руинами полуразвалившийся барабан. О колокольне напоминает лишь зияющий пустотой дверной проем, через который входили на лестницу, ведущую к площадке, где были установлены колокола. Один из них, по местному преданию, покоится на дне Которосли.

Густые заросли крапивы вплотную подступают к выщербленным, облезлым стенам заброшенного безжизненного храма. На уцелевшей кое-где кровле буйно разрослась трава, тянутся вверх тонкие березы. Церковь давно обезглавлена, однако высится над руинами полуразвалившийся барабан.

О колокольне напоминает лишь зияющий пустотой дверной проем, через который входили на лестницу, ведущую к площадке, где были установлены колокола. Один из них, по местному преданию, покоится на дне Которосли. Открываю массивные, тонкой работы, изготовленные из кованого железа двери, и во всей своей полноте предстает перед глазами «мерзость запустения». Пол отсутствует. Груды мусора, битого кирпича, штукатурки. Потолок — в черных разводах. Лишь кое-где сохранились фрески, выполненные небесно-голубыми, синими, золотистыми красками. Скорбные лики смотрят сверху из полумрака сурово и печально.

Эта церковь, расположенная на правом высоком берегу Которосли, на крутой ее излучине, не упоминается ни в одной из газетных публикаций, посвященных памятникам архитектуры нашего края. Многие люди, посетившие этот живописный уголок гаврилов-ямской земли, невольно задавались вопросами: почему эта церковь расположена почти в безлюдном месте, вне крупного населенного пункта, когда построена, в честь кого из святых названа? На первый взгляд храм можно отнести к Гагаринскому Посаду, ближайшему селению. Но почему решили возвести его на противоположном берегу реки, что сопряжено с ограниченной возможностью посещения храма? В историко-статистическом обзоре Ростово-Ярославской епархии, изданном в 1861 году, упоминается село Старокобыльское, расположенное при впадении реки Кобылки в Которосль. Здесь в 1782 году была построена церковь Рождества Богородицы. В приход ее входили деревни Бели, Ханькино, Павлово, Тарасино, Гора, Сальново. Храм владел 80 десятинами земли. В настоящее время села нет. Из старых строений здесь остался лишь дом бывшего священника Павла Константиновича Каменского. В 1918 году, когда церковь была объявлена фактически вне закона и служители ее подвергались репрессиям, 34-летний Каменский добровольно снял с себя сан священника: нужно было подумать о будущем своих детей — а их было пять человек. Некоторое время он работал пчеловодом в совхозе «Заря социализма». Похоронен Каменский на кладбище близ алтаря церкви Рождества Богородицы, с восточной стороны. Неподалеку могила дьячка Воскресенского.

Остается загадкой, почему в Гагаринском Посаде, втором по величине населенном пункте нашего края, не была построена церковь. Быть может, князья Гагарины были материалистами и атеистами? Или небогатыми людьми? Скупыми рыцарями? Гагаринский Посад принадлежал приходу Никольской церкви села Гаврилов-Ям.

Церковь Рождества Богородицы удивительно гармонично вписывалась в окружающий пейзаж. Красота природы сливалась воедино с красотой творения рук человеческих. Многим памятны слова Федора Михайловича Достоевского: «Красота спасет мир». Но

кто спасет, защитит красоту? Ведь храм осквернили, умертвили потомки тех, кто его создавал, жертвовал деньги на его постройку. Потомки, увлеченные, опьяненные грандиозным, вселенского масштаба лозунгом: разрушить старый мир до основанья, а затем…

Валерий ФЕДОТОВ.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page